colontitle

«Дорогой мой человек»

"Дорогой мой человек" — так назывался литературный конкурс, проведенный редакцией газеты "Тиква". Его итоги были подведены во Всемирном клубе одесситов, на встрече, собравшей авторов, чьи воспоминания, очерки, рассказы представили разных героев, разные судьбы, разные времена. А объединены были главным — теплым, бережным, очень трепетным отношением к тем, о ком можно сказать так просто и точно: "Дорогой мой человек".

— Очень трудно было оценивать присланные на конкурс материалы, — говорит член жюри, директор одесского еврейского учебно-воспитательного комплекса "Тиква"-"Ор Самеах" Марк Дреерман. — И правда: из каких критериев исходить? Из того, насколько интересен герой, или из мастерства автора?.. Разные литературные уровни, разные люди, но, тем не менее, есть главное, что отличает каждый из этих очерков и все их в целом. Это удивительное чувство доброты, уважения к человеку, восхищения человеком…

Этот конкурс на страницах еврейской газеты стал уже вторым. Первый — "О своем дворе" — вызвал большой интерес и у авторов, и у читателей. Материалы тогда были собраны, как и теперь, очень разные: от эскиза в две — три странички до серьезного краеведческого исследования. Очень разные были авторы. Очень разные истории: о себе, о времени, о дворах как территории детства и — о людях, которые в них жили. Это как путешествие во времени — на 30 лет назад, 40, 50. Путешествие во времена, когда деревья были большими, мамы — молодыми, когда двор был миром, бесконечным и ярким, миром, в котором все только начиналось...

Сегодня прикоснуться к этому миру можно не только на страницах "Тиквы". Все работы, присланные на тот, первый, конкурс вошли в книгу "Это было в другой жизни", которую на встрече презентовал редактор газеты Евгений Волокин. Он говорит, что об идее второго конкурса в редакции как-то специально не задумывались, она возникла сама собой, очень логично и естественно, а своего рода толчком стал очерк одного из постоянных авторов "Тиквы" Михаила Гаузнера "В память о моей матери". В его воспоминаниях были и такие строчки: "Я всегда старался быть внимательным к своим родителям, не огорчать их… Но мне никогда не приходило в голову просто так, без "табельного" повода, под влиянием чувства подойти к маме (а тем более — к отцу), обнять и сказать: "Я люблю тебя!" Только когда их не стало, я понял, что нужно, обязательно нужно говорить это близким и дорогим людям".

С этого признания в любви новый конкурс и начался. Дальше были публикации Вадима Короба — о его деде Захаре Моисеевиче Вайсброде, Тамары Гринблат — "Мужчины моей семьи", Владимира Бондарчука — "Розочка-козочка" ("В своих фронтовых письмах отец называл меня "мой беленький мальчик", а маму — "Рейзеле, Рухеле, Розочка-козочка"), многие другие…

Е. Голубовский и Е. Волокин (справа) на презентации книги.Е. Голубовский и Е. Волокин (справа) на презентации книги.

Евгений Голубовский, вице-президент Всемирного клуба одесситов, авторитетнейший одесский журналист, также представляющий жюри, признается, что поначалу были опасения: вдруг один за другим пойдут материалы, посвященные исключительно семьям, и название придется поменять. Но этого не случилось. "Дорогой мой человек" объединил воспоминания не только о родителях, о близких авторов, но и об их друзьях, коллегах, неслучайных и памятных людях, ставших родными не по крови — по душе.

— Память о людях живет столько, сколько мы даем ей жить, — убежденно говорит Евгений Голубовский. — По сути, забывая человека, мы как бы отрезаем его от этой земли. А ведь люди, самые разные и интересные, жили, многое делали! И слава Б-гу, что есть те, кто может о них весело, грустно, иронично, а может быть, и философски написать. Подобные конкурсы нужно продолжать, они вызывают добрые чувства и в тех, кто пишет, и в тех, кто читает. А главное — они поддерживают атмосферу города, доказывают: мы не пропали, мы не ушли, не уехали, мы знаем тех, кто был, кто есть среди нас. Мы помним и любим!

Эти слова — "помним и любим!" — могли бы стать своего рода девизом конкурса. Именно так, помня и любя, Владимир Тайх, одноклассник Михаила Гаузнера по 43-й одесской мужской школе, сегодня живущий в Москве, написал об их учителе — Ароне Рашковском. "Какое счастье, что со мной рядом был этот человек — всего два года, но вот мне уже за семьдесят, а я не только не забыл его, он перед глазами. Я пишу это и улыбаюсь, я обнимаю его, он мне мил и дорог. Я люблю Вас, Арон Евсеевич!"...

Учитель — не только в профессии, но и в жизни — герой и очерка Валентины Голубовской "Александр Менделевич". Он посвящен Александру Баренбойму, с которым Валентина Степановна работала в Одесском театральном училище. Автор признаётся, что давно хотела написать о дорогом ей человеке, но "волнение и боязнь: если бы вдруг Александр Менделевич смог прочитать мой текст о нем, не вызвало ли бы это его ироническую реакцию? — меня останавливало".

— Не сочтите это нескромностью, но когда мои воспоминания об Александре Менделевиче Баренбойме вышли в газете "Тиква", случилось так, что их перепечатал московский журнал "Октябрь", — рассказывает Валентина Голубовская. — Еще была жива Ольга Юдовна Ноткина, и мы с ней очень радовались — не самому факту этой публикации! Радовались тому, что очень многие за пределами Одессы, за пределами Украины вспомнят об этом человеке, действительно дорогом не только для меня, для всех, кто у него учился, кто с ним работал, кто его знал…

"Хочу рассказать о своем друге детства. Мне было восемь лет, ему — почти шестьдесят. Я учился во втором классе, а он — кандидат медицинских наук, врач-психиатр — работал на кафедре психиатрии Одесского медицинского института и в психиатрической больнице". Так Евгений Мучник, много лет знакомый читателям газеты "Тиква" как автор коротких ироничных, остроумных, легких и в то же время очень глубоких стихотворений, начинает свой рассказ о Якове Моисеевиче Когане, "дяде Лапе", которому обязан не только добрыми и светлыми мальчишескими воспоминаниями, но и любовью к стихосложению. Евгений Семенович признаётся, что детское увлечение иронической поэзией вернулось к нему где-то после пятидесяти, вернулось как привет от старого друга. "Как было бы здорово, если бы Лапа был жив! Мы бы, как когда-то, сочиняли стихи, шутили, ходили на рыбалку. Если бы…"

Именно очерк Евгения Мучника по решению жюри был удостоен первой премии. Второй — материал Валентины Голубовской. Две третьи премии присуждены Владимиру Тайху и Владимиру Бондарчуку. Дипломы участников литературного конкурса вручены всем авторам, причем для многих это уже пополнение коллекции, начатой с конкурса "О своем дворе". Наверняка будут и дипломы новые, как будут новые конкурсы, новые воспоминания, новые книги — о том главном, что придает смысл этой жизни, о том, что люди помнят. И — любят…

Елена Литвак