colontitle

«Запах осени» – привет из прошлого«Запах осени» – привет из прошлого

Холодным ноябрьским вечером, когда на одесских улицах ветер щедро бросал в прохожих мокрым колючим снегом, в теплом зале Всемирного клуба одесситов шел закрытый кино-просмотр.
И был не один, а целых три повода показать эту малоизвестную киноленту именно сейчас.
Во-первых, круглая дата: исполнилось ровно двадцать пять лет со дня создания на родной Одесской киностудии этого фильма, который сегодня не найти – ни на бескрайних просторах Интернета, ни на пиратских дисках.
Во-вторых, показ стал настоящим подарком для режиссера-постановщика кинокартины Виктора Ноздрюхина-Заболотного к его дню рождения.

И, наконец, в-третьих, с чего следовало бы начать: «Запах осени» 1993 года выпуска – дебют в кино композитора Юрия Кузнецова. Памяти этого талантливейшего музыканта и был посвящен кино-показ.

И в этом кино-показе была заложена своя кинодраматургия, заставившая зрителей вздрогнуть еще до начала просмотра.
Так случилось, что тогда, в 93-м, в процессе работы над фильмом, врачи поставили Юре диагноз. Страшный диагноз. Спасать известного музыканта требовалось немедленно. Взяться за операцию согласились в Германии. Деньги на нее собирали всем миром. И когда в кинозале Одесской киностудии наступило время кинопремьеры, Кузнецов не мог присутствовать на сцене со всей съемочной группой. Он был уже в дороге. Счет шел на часы.
Тогда у режиссера лента возникла мысль – сделать звукозапись обращения Юры к зрителям. В нем было все: и прощание, и напутствие, и любовь, и легкая грусть. И надежда, а вдруг. Вдруг удастся выкарабкаться и вернуться. Исповедь на восемь минут.

И он вернулся, вопреки прогнозам и предчувствиям. Судьба, словно, подарила ему второй шанс длиной в двадцать три года. И Юрий Кузнецов воспользовался им в полной мере. Он сочинял музыку, много гастролировал, организовывал концерты и вечера, фонтанировал идеями и воплощал их в жизнь. Это его стараниями родились в городе Клуб высокой музыки и Джазовый фестиваль, ставший главным ежегодным событием осени.

А со звукозаписью происходили мистические вещи. После того, как Кузнецов выздоровел и вернулся, запись исчезла. Когда ее перестали искать, она вновь где-то всплыла. И опять пропала. Наконец, уже после кончины Юрия Кузнецова, ее обнаружили, теперь уже навсегда – пленку оцифровали, переведя на электронные носители.
И вот таким же холодным днем, как и двадцать пять лет назад, в зале ВКО перед фильмом зазвучал голос Юрия Кузнецова. И то, что он говорил тогда – о времени, о фильме, о себе – было оглушительно близко, словно, преодолев все барьеры бытия и небытия, музыкант дотянулся до нас со своим посланием.
А что же «Запах осени»? Фильм не подвел своих создателей, оказался ладно скроенным с хорошей игрой актеров – Нелли Савиченко, Андрея Смолякова, Елены Аминовой, Эрнста Романова, Александра Панкратова-Черного, Владимира Долинского… А в титрах – хорошо знакомые фамилии студийщиков – редакторов, администраторов, художников, операторов. Тогда Одесская киностудия еще держалась. Но, увы, ее закат был не за горами.

Однако не будем ставить точку на этой минорной ноте – Юрию Кузнецову, призывавшему жить и радоваться жизни при малейшей возможности, это бы не понравилось.

Живем дальше.

текст: Наталья Бржестовская

 

«Запах осени» – привет из прошлого «Запах осени» – привет из прошлого «Запах осени» – привет из прошлого 

«Запах осени» – привет из прошлого «Запах осени» – привет из прошлого «Запах осени» – привет из прошлого

Видеорепортаж: «Редакція»