colontitle

Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО 

Конечно, все помнят эти стихи Бориса Пастернака:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает в высь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись...
Это начало стихотворения. И заключается оно
И быть живым, живым и только, Живым и только. до конца.

Понимаю насколько это в системе нравственных ценностей поэта. И осознаю, что это не правило для всех. Когда-то , попав под чары этих строк, и я как-то решил не перетаскивать с собой из редакции в редакцию газетные вырезки, статьи, письма, о чем не раз жалел
Когда-то одна девица прислала в редакцию жалостливые стихи. Запомнил только две строки. Но -какие!
Ему сказала - нет
Но понял он дословно...

Так вот не нужно "дословно" воспринимать и призыв Бориса Леонидовича Пастернака.
Об этом размышлял вчера, когда проводил во Всемирном клубе одесситов пресс-конференцию, посвященную создаваемому Музеем современного искусства Одессы - архива современного искусства.

Всякое сравнение хромает. И все же в который раз сравню музей с айсбергом. Мы приходим в музей и видим экспозицию, временные выставки, но весь массив экспонатов - никогда, но документацию по каждому экспонату - тем более. А ведь именно изучением, осмыслением своей коллекции и должен заниматься музей.
Перед журналистами на встрече выступили директор МСИО Семен Кантор и руководитель программы по созданию архива Наталия Ревко
Во-первых рассказали, что сейчас в музее проходят две очень интересные и серьезные выставки -выставка художника Никиты Кадана, размышления мастера о насилии, захлестнувшем общество в последнее столетие, породившее холокост, геноцид, голодомор...На фоне этой выставки проходят философские диалоги между писателями, художниками, учеными.

И еще одна выставка - первая посмертная выставка художника Стаса Волязовского, своими гротесками, диагностировавшим состояние нашего общества.
Но вот это и есть надводная часть айсберга.
Потому что в музее готовились к намеченному на 24 ноября открытию сайта, где будет архивировано творчество ряда художников концептуалистов Одессы - Леонид Войцехов, Юрий Лейдерман, Сергей Ануфриев, Игорь Чацкин... и художников Харькова - Вагрик Бахченян и Борис Михайлов.
- Мы благодарны Украинскому фонду культуры, - сказал Семен Кантор, что нам выделили грант на работу по созданию архива современного искусства. Эти деньги ушли на разработку современной программы, чем и занималась Наташа Ревко. Ведь сегодня архив - это не груды папок и бумаг, это отцифровка документов, вывод их на сайт, дающий возможность пользоваться всеми материалами музея исследователям, арт-критикам, журналистам.

Смысл создаваемого архива в том, чтобы объединить в виртуальном пространстве документы, хранящиеся у коллекционеров, в семьях художников с тем, что собрал за десять лет музей.
Прокомментирую мысль Семена Кантора.
Ни в советское время, ни в постсоветское , увы, нет и не было институции, где можно получить исчерпывающие сведенья о современных художниках. Особенно, если они не совпадали по эстетическим пристрастиям с официальным союзом художников.
Один пример. Жил, работал в Одессе в семидесятые - восьмидесятые художник Анатолий Асаба. Талантливый, неровный, взрывной.
Ни одной выставки при жизни
Сегодня о нем пишут диссертацию.

Он последний караимский художник. Покончил собой в ощущении безнадежности.
Есть ли его работы? Где можно увидеть репродукции его живописи и графики? Он иллюстрировал книги. Вышли ли они? Где его документы? Тысячи вопросов.
Именно на такого рода вопросы и должны мы получить ответ в Архиве современного искусства.
А я , между прочим, дам для этого архива отчаянное письмо, которое Анатолий Асаба написал художнику Валентину Хрущу...
Замечательно, что эту архивную программу МСИО рассматривает как протяженную во времени - от шестидесятых годов ХХ века до сегодняшнего дня.
Рад, что среди первых, чьи работы будут фотографировать, выкладывать в сеть будет графика Олега Соколова, первого художника в послевоенной Одессе, кто нарушил табу соцреализма.

Казалось бы имя все время на слуху. К счастью сохранилось его прочтение "Мастера и Маргариты", его абстрактные реакции на музыкальные произведения...А где интереснейшая серия к "Доктору Живаго"? Сквозь все глушилки Олег Аркадьевич выслушивал главу за главой - и рисовал. Помню прекрасный лист - портрет Лары...
Как важно, чтоб это архивирование не было только делом музея. Чтоб отозвались коллекционеры, друзья художников, семьи.
Я бы сказал, чтоб создание архива стало нашим общеодесским, семейным делом.
Интересно, увлекательно рассказывала архивист, пишущая диссертацию по архивному делу Наталья Ревко о том, как идет работа. Я спросил ее - дрожат ли пуки, когда попадается неожиданный документ.

- Конечно же. Иногда до слез. Вот передал в архив Михаил Рожковецкий материалы художника Мирослава Кульчицкого. Планы, размышления. И вдруг - крохотная записка - и понимаешь, как родилась работа художника.
Как при этом не волноваться?
Начал со стихов. Завершу строками поэта Николая Заболоцкого.
Любите живопись, поэты,
Ведь ей, единственной дано...

Любите живопись и поэты и не поэты. Любите искусство. Философ Николай Федоров, кстати, учившийся в Одессой Ришельевской гимназии считал, что общая задача человечества - духовным усилием воскресить ушедших. Боюсь, что такая задачка нам с вами пока не под силу. Но общим интеллектуальным усилием вырвать из забвения творчество прекрасных художников мы можем.
И должны..

Евгений Голубовский

Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО  Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО  Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО Создание цифрового архива коллекции работ в МСИО 

Видеорепортаж : Первый Городской (Одесса)