colontitle

47 лет на страже информации!

1 июля газета «Вечерняя Одесса» отмечает свое 47-летие! Наверное, нет ни одного одессита, который бы не знал, как выглядит «ВО». Трудно представить другое печатное издание, не только продержавшееся почти полвека на плаву, но и сегодня, в цифровую эпоху, под чутким руководством члена Всемирного клуба одесситов Олега Суслова остаётся актуальным другом и соратником одесситов.

Созданная выдающимся журналистом Борисом Федоровичем Деревянко для информационной поддержки, культурного просвещения и хорошего настроения «Вечерка», давно выходит за рамки газетного формата, воплощая свою миссию в различных проектах.

Одним из таких проектов являются написанные студийцами «Зелёной лампы» при Всемирном клубе одесситов романы-буриме - «Не судите чёрных овец» и «Ямщик, не гони самолет», а также «Детская энциклопедия Одессы», выходившие по четвергам в газете, а затем при поддержке «Вечерки» же изданные отдельными книгами (романы).

Всемирный клуб одесситов на протяжении всей своей истории тесно сотрудничает с «Вечеркой». Вице-президент Клуба Евгений Михайлович Голубовский стоял у истоков издания и много лет занимался культурным наполнением газеты.

Но к Евгению Михайловичу мы обязательно вернёмся чуть позже, а пока что читайте ниже текст главного редактора «Вечерней Одессы» Олега Суслова, написанный в честь праздника.


Вместе 47 лет

Сегодня, 1 июля, газета «Вечерняя Одесса» отмечает 47-ой день рождения. Очень приятно, что о праздничной дате помнят абсолютное большинство наших подписчиков, читателей, внештатных авторов, друзей газеты, живущие, как в двух шагах от издательства «Черноморье», так и осевшие на других краях Земли.

Друзья! Спасибо всем за теплые слова, за признания в любви и уважении. Поверьте, наши чувства взаимны. И тот девиз, что был выбран Первым редактором газеты Борисом Федоровичем Деревянко – «Мы – ваша газета!», был и остается квинтэссенцией всей нашей работы, руководством к действию каждый день, альфой и омегой труда каждого члена трудового коллектива «Вечерней Одессы».

Так, что это наш общий день рождения. Общий праздник, где именинниками являются все, в чью жизнь однажды вошла «Вечерняя Одесса» и осталась там навсегда – феноменом интеллектуальной, гуманитарной, политической, культурной, социальной и журналистской жизни города. И обычной человеческой Судьбой.

Недавно услышал от опытного пиарщика такую характеристику «Вечерки» – нативная газета. Термин – по аналогии с рекламой. Нативный – значит, чувственный, естественный. Согласны. «Вечерка» - действительно нативная газета, так как мы не только сообщаем факты и делимся информацией, но и не стыдимся выражать свое отношение к происходящему, не скрываем чувств. По одной причине – мы иначе не умеем.

В каком настроении встретили 47-ой день рождения? Признаюсь – в определенных раздумьях. Пандемия коронавируса поставила нас перед выбором: закрыться вообще на время карантина, перейти только на электронный вариант, сократить число выходов. Мы выбрали третий вариант из названных, самый честный, на мой взгляд. Потому, что не могли, не имели права оставить читателя, подписчика без информации.

Увы, последствия карантина чувствуются в полной мере: экономика, как легла в начале года, так образно говоря, и не встает. А неработающая экономика – это отсутствие рекламодателя, без которого практически невозможно содержать газету.

Но мы трудимся. И верим, что все наладится.

Увы, из-за карантинных ограничений не смогли провести мероприятие, которым всегда отмечаем день рождение газеты – торжественное награждение очередных лауреатов конкурса «Люди дела».

Напомню, по итогам прошлого года таких набралось 16: врачи и спортсмены, производственники и руководители территориальных громад, писатели и волонтеры. Очень приятно, что среди лауреатов – Всемирный клуб одесситов. Во-первых, в руководстве ВКО есть уважаемые люди, которые не один год своей жизни посвятили «Вечерней Одессе». А во- вторых, и это главное, Всемирный клуб одесситов все свои 30 лет жизни демонстрирует высокие образцы духовного подвижничества, собирая и знакомя между собой людей, для которых интеллектуальное общение является смыслом жизни и способом существования.

В общем, церемонию награждения лауреатов конкурса «Люди дела» пришлось перенести – ориентировочно, на конец лета. Но мы ее обязательно проведем!

Ну, а пока – покой нам только снится. В сегодняшней круговерти событий на отсутствие тем для публикаций не пожалуешься. Оставайтесь с нами!

Олег Суслов


 

Как мы обещали, приводим слова Евгения Михайловича Голубовского:

День рождения «Вечерки»

Первый номер газеты, которую ждали одесситы, вышел 1 июля 1973 года
Есть много объяснений того, почему наша газета была популярной.
Смелая. Последовательная. Информированная. Интеллигентная.
Но я бы не забывал – веселая.
В основном газеты тех лет как бы выкрашены в серый цвет.
А «Вечерняя Одесса» позволяла себе резвиться.
Будем точны – за этой резвостью, за фельетонными наездами Лившина, Романова, Лошака, за культурной программой, что предлагал в газету я, стояла воля Бориса Деревянко. Брал на себя ответственность.
Недавно я готовил одесский номер «Новой Юности», где опубликованы воспоминания Виктора Лошака о Борисе Федоровиче. Они должны выйти в «Вечерке». Очень рекомендую.
Нет уже на этой планете Верочки Крохиалевой, нет Семы Лившина, фейерверка остроумия, нет Димы Романова…
О каждом из них писал.
И все равно, чуть отредактировав, один из своих текстов решил напомнить сегодня. Мы познакомились с Романовым в 1973 году на Пушкинской возле редакции ТАСС-РАТАУ. Он мягко произнес - Дима, не акцентируя фамилию, тем более отчество.
"Вечерка" только создавалась. Дима пришел наниматься на работу.

Он не был из тех, кто перешел в "Вечерку" из "Комсомольской искры", его никто не рекомендовал, он, что называется, пришел "с улицы". Конечно, не с пустыми руками. С фельетоном, вернее, текстом, который считал фельетоном. Но в его биографии был шарм. Он закончил станкостроительный техникум, затем заочный филфак, но работал пожарником. И был предан этой профессии. И Борис Деревянко рискнул - взял никому не известного "технаря", отправив его в отдел писем (читай - фельетонов) к Семену Лившину.
Сейчас, когда "Вечерка" сорок семь лет, я вспоминаю с нежностью и грустью те дни. Какие мы все были разные, как много нас объединяло! А более непохожих людей - по темпераменту, росту, умению острить, а то и злословить, чем Дима Романов и Сема Лившин, казалось, и выдумать нельзя. И тем не менее именно они в четыре руки написали большинство фельетонов "Вечерней Одессы", составивших ее славу.
Нередко подключались и две руки Вити Лошака.
В апреле 2019-го мы сидели с ним на даче, увы, не на фонтанских дачах нашей молодости, а в ресторане «Дача» и вспоминали и Семена Лившина, и Дмитрия Романова…Они с нами навсегда…

- а помнишь коронную фразу Димы – «у него одна беда, он ходит всегда по одной стороне улицы, а деньги по другой»

- а помнишь, как вечно Лившин и Романов играли в доброго и злого следователей. Дима с его чеховской бородкой, всепонимающим взглядом, как бы гарантировал, что вас подставили, все образуется, а Семен задавал жесткие вопросы…

- А коронную фразу Крохмалёвой, когда она общалась с Фимой Выдомским, водителем такси, ставшим лучшим внештатником: «Гонорар, не гонорея, получай его скорее» Правда, гонорар уже нужно относить к устаревшим понятиям…

Иногда я попадаю на Тираспольскую площадь. Все изменилось вокруг. А каким замечательным местом для любителей вина и юмора был подвал "Антилопа-гну", который мы, шутя и веселясь, открывали в первоапрельский праздник. Мне было приятно, именно я придумал друзьям название для их сатирического отдела, привел к ним художницу Нину Никонову, которая нарисовала плакат «Антилопы-гну».
Правда, Нину на этом я потерял – влюбилась в Диму Романова, но это происходило со многими дамами…
Но Тираспольской площади на открытии кабачка пели барды, звучали шутки…
Именно там Дима прочел один из лучших своих фельетонов - "Принудительное адажио", написанный в соавторстве с Семеном Лившиным. Это была традиция и способ самозащиты.
"Что делает хозяин, когда в окне вылетает стекло?
Если он умелец-золотые руки, он берет в эти руки алмаз, из правого кармана - стекло, из нагрудного - замазку. И, глядишь, через полчаса все в порядке.
Но этот хозяин был не умелец, а наоборот. Поэтому он достал из правого кармана три рубля и робко позвонил в ремонтно-строительную контору".

Надеюсь, вы ощутили стиль авторов, восходящий к Ильфу и Петрову. А темы могли быть разнообразны, как жизнь "Привоза" или милицейского участка, "скорой помощи" или загса. Не помню, пришлось ли Диме для фельетонов играть роль новобрачного. Но "скорая помощь", его брала, увозила и показывала все возможности советской медицины.
Рассказы о медицине и ее героях были любимым устным творчеством Димы.
Рядом с нашей дачей на Фонтане была дача замечательного хирурга Якова Ермуловича, с которым мы все дружили. Вот тут Дима мог за рассказы получить не только "Золотое перо", но и золотой скальпель, но он как-то не стремился к этому. Его увлекал фантазийный, смешной сюжет. И уже никто - ни Ира Пустовойт (его уже не первая жена), ни Витя Лошак и Вера Крохмалева (его друзья) - не могли понять, где вымысел, где реальность.

Дима был очень одесским человеком. Родился в 1943 году, в оккупации, притом, что мама его была еврейкой. Пряталась, рисковала жизнью каждую секунду, но полюбила, но родила ребенка. И выходила, вынянчила. Я знал маму Димы. Она в семидесятые годы работала кассиром в рыбном магазине. Милая добрая женщина. Вроде бы ничего героического, но с сильной волей, с пониманием, что хорошо, что плохо. И нельзя переступить. Это унаследовал у нее Дима. Как и чувство иронии, самоиронии.
Однажды поздно вечером Дима и Ира привели к нам на дачу своего гостя из Молдавии, шепнули, что это очень важный и нужный им человек. На стол поставили молдавское вино. И Дима начал бесконечную импровизацию о творческом потенциале "Вечерки" и хозяина дачи. Он так живописал и гиперболизировал все свои оценки, что гость из солнечной Молдавии с каждым Диминым словом чувствовал, будто пребывает в обществе каких-то легендарных людей. Длилось это долго. Гость наконец встал, вывел меня с веранды в сад и проникновенно попросил: "Пожалуйста, покажите мне, где вы пишите!". Я решил, что это молдавская застенчивость и деликатность, и гость пользуется эвфемизмом. Ни на минуту не сомневаясь в истинном желании гостя, я подвел его к дачному туалету и распахнул перед ним дверь...
Как обиделся на меня именитый гость…
Я быстро понял, что дал ужасную промашку! Дима хватался за голову, но в глазах его играли веселые чертики.
Таким веселым, неугомонным я видел Романова и через годы, когда он работал в "Труде", в "Круге новостей".
Как-то не думалось о наградах, больше - о сражениях. В его жизни их было превеликое множество. И ведь героями фельетонов были не токмо работники жеков. Случались битвы и пострашнее, помню сколько крови Романову и Крохмалевой стоил фельетон о набиравшем тогда силу нынешнем нардепе. А как вместе с Семеном Лившином им удалось снять с работы всесильного главврача Еврейской больницы. Уже был написан фельетон, уже Деревянко подписал его в номер, но…вмешались какие-то «могущественные» защитники и фельетон в тот день не вышел. Но у «Вечерки» тоже были друзья, ей покровительствовал одессит, зав. отделом фельетонов «Известий» Владимр Надеин. И тогда фельетон появился в «Известиях». Спор с местным партруководством «Вечерка» выиграла, а не проиграла.
Возглавлял в «Вечерке» Дмитрий Васильевич и отдел экономики. Потом его заменил в отделе Игорь Розов. Думаю и он много мог бы рассказать о совместной работе с Романовым. Они по настоящему дружили.
В 2003 году один из фундаторов "Вечерней Одессы" - Дмитрий Васильевич Романов - ушел из жизни. За две недели до дня рождения, до шестидесятилетия. Не победили рак в двадцать первом веке. Но среди первых, кто получил "Золотое перо" мэра Одессы за 2003 год, - его фамилия за вклад в журналистику Одессы. За то, что "Вечерка", созданная Борисом Деревянко, стала действительно одесской газетой, которую знали и любили во всем Советском Союзе.
Не умеем мы распоряжаться своим богатством - собрать бы все фельетоны, очерки, статьи Дмитрия Романова, воспоминания о нем, честное слово, книга бы вышла голубых кровей.
Сейчас в «Вечерней Одессе создан славный музей истории газеты.
Нашелся бы молодой журналист, кто бы пролистал газету за прошедшие годы, составил бы такой сборник.
Газеты действительно живут один день.
Память о людях долговечнее

*   *   *

Мне приятно, что многие добрые традиции, заложенные в «Вечерку» Борисом Деревянко, Дмитрием Романовым, Семеном Лившиным живут и сегодня.
Это уважение к письму в редакцию.
Это проверка действенности выступлений.
Это стремление сделать газету стартовой площадкой для новых книг.
Выходит книга Валентина Константиновича Симоненко «Одесский набат», главы которой мы читали в «Вечерке».
Какие могут быть пожелания в день рождения?
Жить! Не выживать, а жить! И побеждать в борьбе за счастливую Одессу.