colontitle

Анна Михалевская. Победить нельзя проиграть.
Обновление на нашей Книжной полке

Что мы знаем о Великой отечественной войне? Насколько важно помнить о ней? И что именно помнить? О победе? О цене победы? О десятках миллионах погибших? Или о выживших, наших дедах и прадедах, благодаря которым мы можем в комфорте рассуждать о событиях тех дней?
И главное: есть ли способ справиться с потерями и опустошением в жизнях и обществе, которое принесла с собой война?
Роман Анны Михалевской «Победить нельзя проиграть» говорит: есть!

«Военные истории романа "Победить нельзя проиграть" основаны на реальных событиях. Лакуны семейных хроник заполнены мемуарами очевидцев. Я люблю выдумывать, но то время старалась воссоздать честно. Так надо.
Единственную вольность, которую себе позволила - оживить вещи и дать им слово.
Это отрывок о жизни моего деда - Сильвестра Галинича. Он рассказан от лица казацкой бурки:


Мы возвращаемся домой.
За спиной – руины Европы и человеческих жизней. Сеня не вспоминает бои. Он вспоминает лица. Удивлённое, искажённое страхом лицо совсем молодого немца – они гонят отряд из Праги, солдатик всё время оглядывается, на миг останавливается, будто требует: «Не стреляй в спину! Лучше так…» Измождённые, потухшие лица пленников Освенцима – Сеня перерезает колючую проволоку, освобождая заключённых, но многие так и не решаются шагнуть. Дело не в проволоке, понимает Сеня. И не в шагах. Куда бы ни пошли, они унесут Освенцим с собой…
А маленькая женщина его тем временем не узнаёт. Он уже переступил порог квартиры, пережив дурман счастья, – вернулся, все живы, дом цел! Отмороженные на перевале Хакуч ноги, язва желудка от голодовки в горах, лица погибших, друзей и врагов, его израненная память – всё в прошлом. Он пробует понять, осознать: мирная жизнь, семья, быт. Чистая комнатка, накрахмаленные накидки на подушках, открытые ставни, пайка чёрного хлеба в мисочке на столе.
Аллочке четыре, она серьёзно смотрит на его впавшие щёки, длинные казачьи усы, на шапку-кубанку, на тёмно-синюю черкеску с серебряными газырями, на пыльные сапоги, на кинжал.
– Это не мой папа! – говорит Аллочка. – Вот мой папа! – и она указывает на довоенное фото.
Сеня смотрит на фотографию Сени-Соловья и сам себя не узнаёт. Чего ж они хотят от ребёнка?
Он обнимает Ирину, осторожно подходит к девочке, гладит по голове. Придётся знакомиться. Он постарается, он наверстает. На сердце теплеет, в синих упрямых глазах дочери он видит надежду. Когда-нибудь он забудет о колючей проволоке. Когда-нибудь…» Анна Михалевская

Книга представлена на нашей Книжной полке: https://odessitclub.org/index.php/proza/item/mikhalevskaya-pobedit-nelzya-proigrat