colontitle

Памяти Леонида Григорьевича Авербуха

Не только моя страница, но и весь фейсбук становится похожим на газету некрологов.
Только что прочитал сообщение, что сегодня умер старейший врач – фтизиатор, писатель, да просто коренной одессит Леонид Григорьевич Авербух.
Он тяжело болел. Да и возраст серьезный – за 90. Но мы надеялись, что он и в этот раз обманит смерть. Ведь иронические стихи писал до последних дней.

Когда Всемирный клуб одесситов отмечал его девяностолетие , я написал:
«Сегодня, 31 октября 2020 года, исполнилось 90 лет Леониду Григорьевичу Авербуху. Когда-то Маяковский задавал вопрос – делать жизнь с кого? – и сам себе отвечал – с товарища Дзержинского. Старался делать. И чем закончилось… Думаю правильный ответ – делать жизнь с врача от Бога — Леонида ибн Григорича
Думаете шучу? Ни в коей мере. Достойнейший человек. Если бы меня спросили, какая черта характера у него основная – ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. Уверен, поэтому и прожил счастливо первые 90 лет.

Ему было 12 лет, когда в боях под Севастополем погиб отец. Ему было 13 лет, когда начал работать. В эвакуации помогал маме – врачу. Вернувшись в Одессу, а он одессит в семи поколениях, закончил медин. Как и мать, выбрал специальностью – фтизиатрию – болезни легких и самую страшную из них – туберкулез. Скольких людей спас? Никто не подсчитывал. Но я знаю его бывших пациентов. Да и мне однажды, когда обнаружил опухоль в моих легких, помог.

А ведь все могло в судьбе Лени Авербуха сложиться иначе. Как он мечтал стать шпионом. Сколько книг прочитал про разведчиков. Рвался, просился, но отказали. Форма носа не соответствовала стандарту. Но Леонид Григорьевич человек упрямый. Собрал картотеку о евреях –разведчиках. И в издательстве «Оптимум» выпустил книжку. Знай наших!

Как и Чехов, Вересаев, Булгаков, доктор Авербух – писатель. Конечно, должен был написать роман «Как я не стал Штирлицем»… Когда-то в Одессу приехал Юлиан Семенов, целый день провел у нас в редакции, рассказывал о прототипах Штирлица, но Авербуха не упоминал. Так что книга о несостоявшемся Штирлице должна пополнить нас знаниями о собственных Мюллерах…

А книг у Леонида Авербуха немало. Томики стихов – «лёнчиков», краеведческие исследования, автобиографический фолиант…В нашем альманахе почти два года он публиковал очерки о музах одесских поэтов. И результат – новая книга».

Сегодня добавлю – о музах литераторов он собирал материалы до последних дней.
Я позвонил ему две недели тому, обрадовав, что нашел для него еще одну героиню. Жена, муза Филонова была одесситкой. Через час он сообщил, что уже нашел кое-что.

Вся жизнь – горение. Вся жизнь творение. Печально, что такие люди уходят от нас...

Евгений Голубовский, вице-президент ВКО