colontitle

Книга, вместившая всю жизнь

Ефим Ярошевский

Ефим Яковлевич Ярошевский. Королевское лето / Рисунки автора. - Одесса: Печатный дом, 2005. - 392 с., ил. ISBN 966-8164-74-1Ефим Яковлевич Ярошевский. Королевское лето / Рисунки автора. - ОдессаЕфим ЯрошевскийЕфим ЯрошевскийКнигу с названием «Королевское лето» и сочным южноколоритным наполнением можно было представлять только здесь — в самом знаменитом и нарядном зале одесского Литературного музея. В Золотом зале 30 марта (2005 года) состоялось «явление» читающей публике внушительного (почти 400-страничного) тома избранной прозы и поэзии Ефима Ярошевского, 70-летнего именинника к юбилею которого Одесса (точнее, издательство «Печатный дом») впервые издала его книгу. Она вобрала в себя то, что писалось десятилетия назад: ставший уже достаточно известным благодаря Интернету и недавним любительским изданиям в США и Германии «Провинциальный роман(с)», в котором запечатлена богемная среда художников, поэтов, артистов и киношников Одессы шестидесятых и семидесятых годов двадцатого века, «Лето и ливни. Вторая проза» и блок стихотворений «Холодный ветер юга». Весьма удачно рядом с литературой самого автора в книге помещены рецензии и заметки литературных знатоков о его творчестве, помогающие проникнуть в ту, уже далекую, полузабытую, а кому-то и вовcе не известную, одесскую действительность и мир ее героев.

Главное свое произведение — «Провинциальный роман (с)» — Ефим Ярошевский представляет в книге сам. «Случилось так, что эта повесть (или роман, или, если угодно, романс) написалась как-то сама… Она возникла из необязательных записей, где моделировались интонации моих друзей и знакомых. Потом все стало обрастать бытом, литературой, словесной игрой. Чем-то еще. Получилась книга, где неспешно текут настроения и пейзажи, где много говорения и мало поступков. Так мы жили... «Эта книга родилась из размытого дождями, выцветающего на ветру золотого известняка, разваливающегося на глазах города, из уходящей куда-то Молдаванки, уехавших зачем-то друзей. Из чада сковородок, на которых уже давно не жарят знаменитую скумбрию. Из ядовитой пены у скал погибающего моря, которое в Дофиновке все еще прекрасно. Из весенних звезд, которые восходят над нашими теплыми, пыльными, бессмертными и нищими дворами».

В самом начале привлекательно оформленного издания автор благодарит одесских друзей, без которых эта книга не увидела бы свет. Некоторые из них сейчас находились в «рабочем президиуме» встречи и, выступая, стремились быть искренними в своих оценках литературного феномена «провинциального человека» Ефима Ярошевского.

Евгений Голубовский, редактор «Всемирных одесских новостей»:

Портрет Ефима Ярошевского работы И.РозенфельдПортрет Ефима Ярошевского работы И.Розенфельд— Книжку сделали полиграфисты-профессионалы, которые вложили в нее душу и постарались, чтобы в ней совместились порой трудно сочетаемые части. «Крупная» и «мелкая» проза, стихотворные миниатюры, художественные и фотографические вклейки. Такому изданию могут позавидовать Киев, Москва и другие столицы. Книжка стала произведением искусства и, без всякого сомнения, ее можно ставить на «золотую литературную полку» писателей-одесситов всех времен.

Феликс Кохрихт, ведущий встречи, редактор альманаха «Дерибасовская — Ришельевская»:

— «Провинциальный роман(с)» продолжил еще одну традицию романтической одесской литературы — создание замаскированных мемуаров, где современники укрыты под псевдонимами, зачастую весьма прозрачными. Вспомним заметки Юрия Олеши, Льва Славина, записные книжки Ильи Ильфа и особенно «Алмазный мой венец» Валентина Катаева.

Валерий Хаит, писатель, редактор юмористического журнала «Фонтан» (именно он настоял и способствовал тому, чтобы к семидесятилетию Ефима Яковлевича Ярошевского в Одессе состоялся его книжный дебют, то есть вышло «Королевское лето»):

— В этом зале нас собрал не просто выход в свет замечательной книги и даже не юбилей автора, а такое яркое явление в литературе, как Ефим Ярошевский. Смелым названием «Провинциальный роман(с)» он не скрывает своего провинциализма. В той стране, где мы много лет жили, понятие «провинция» утратило те положительные свойства, которые присущи провинциям многих европейских стран, и приобрело, в основном, негативный оттенок. Но, вопреки этому, Ефим Яковлевич Ярошевский оказался в числе тех немногих состоявшихся писателей, которые творили вне столицы. Подтверждение тому — самые высокие отзывы о его прозе и стихах людей, весьма искушенных в литературе.

Теплые поздравления и щедрые пожелания адресовали почтенному дебютанту его коллеги по цеху художественного творчества Галина Маркелова, Самуил Имас, Александр Розенбойм, Борис Херсонский, Анна Мисюк, Илья Рейдерман.

В заключение выступил юбиляр. Он говорил о себе и своем времени, о попавших в книгу друзьях и приятелях, читал фрагменты «Провинциального роман(с)а» и стихи.

А. К.