colontitle

Евгений Голубовский

golubovski 02

Но на смену исчезнувшим приходили новые, чаще стараниями энтузиастов. Так возникли в Одессе Музей личных коллекций, подаренный городу Александром Владимировичем Блещуновым, и — вроде бы совершенно неожиданный для нашего края — Народный музей «Самоцветы СНГ». Появление последнего — заслуга энтузиаста собирания камней, пианиста, заслуженного работника культуры Украины, человека разнообразнейших интересов, Евгения Отаровича Лукашева. А вообще у Евгения Отаровича множество наград — и среди них высшие миротворческие. К примеру — редчайшая — орден Рождества Христова.

Разглядывая вместе с Лукашевым его коллекцию, я, воспитанный в детстве на книгах Ферсмана и Бажова, все же не мог удержаться от естественных вопросов: почему вы собираете не только камни Одесщины, а всего СНГ? Почему основную часть коллекции составляют те, что собраны собственными руками? И, наконец, верите ли вы, Евгений Отарович, коренной одессит, шутник и скептик, в лечебную силу камней, возможность помочь добру?

— Я родился в Одессе, на Пушкинской, ровно 55 лет назад. И горжусь этим. Вначале полюбил море и небо, лишь потом — горы. Детство мое прошло на Большом Фонтане. Утром — море, а днем, вечером — театр. С 10 лет, по настоянию матери, танцевал в нашем прославленном театре, начав со «Щелкунчика» и закончив в «Спартаке».

Казалось бы, вот оно, счастье! Но Евгений Отарович влюбился в геологию, в камни...

— Сколько же понадобилось времени, чтобы собрать вначале коллекцию, а потом и музей? — спрашиваю я.

— Я и сам не ожидал, что это растянется на столько лет. Собираю уже тридцать лет, а в 1996 году моему собранию присвоено звание «Народный музей «Самоцветы СНГ». Признаюсь, что для этого очень много было сделано: я подарил коллекции камней в шесть стран мира, передавал «двойники» в музеи Украины и России, а выставка, которую я подготовил, экспонировалась в Италии, Болгарии, Югославии, Никарагуа. О музее сняты фильмы, поэты посвящали ему стихи, и, естественно, в Одессе мои камни экспонировались неоднократно.

«Обжигающая красота», — как-то сказал об одном из моих камней Олег Губарь и попал в точку — в музыке, в танце, я стремился уловить эту обжигающую красоту. Музыку одни чувствуют, другие нет. Живопись не все понимают, а камни завораживают буквально каждого.

Евгений Отарович — человек общительный, и для него коллекционирование камней сопровождалось и удачливыми встречами. Изъезжена, исхожена вся территория СНГ — и Ямал, и Грузия, и Урал, и Армения… В ночной тайге проводил время с полярными летчиками, на Крайнем Севере — с водолазами, на Востоке — с геологами и оленеводами. А начиналось все в Крыму, буквально в «охоте» за камнем.

Если бы на камнях расписывались те, кто держал их в руках, то у Лукашева была бы замечательная коллекция автографов, ведь к ним притрагивались Юрий Гагарин и Евгений Светланов, Тихон Хренников и Павел Вирский… Кстати, мать Е.О. Лукашева — балерина, была солисткой ансамбля Павла Вирского...

Как интересно рассматривать этот музей! Агаты, аметисты, халцедоны, гранаты… А когда мы подошли к пейзажным камням, я вспомнил акварели Максимилиана Волошина.

— Евгений Отарович, и все же для себя вы подбираете камни-талисманы?

— Я знаю, что за этим стоит наука, и видел, как камни меняли жизнь человека. Не забудьте, что восточные гороскопы уделяют огромное внимание камню. 2003 год — год Черной Козы. И на Востоке рекомендуются камни темных, спокойных тонов.

— О камнях написано много книг. Что из прочитанного осталось не только в вашей памяти, но и в душе?

— Я с детства любил книги Дмитрия Мамина-Сибиряка, и у него я нашел фразу, которую запомнил на всю жизнь: «Земля смотрит на человека этими цветными глазами, говорящими о тайниках скрытой в ней жизни».

Народный музей «Самоцветы СНГ», основанный Евгением Лукашевым, продолжает привлекать одесситов и гостей города, продолжает растить новое поколение энтузиастов, любящих самоцветы.

Кстати, все больше и больше находят запасов камней у нас в Украине. Внешне большинство из них достаточно обыденны, а внутри они удивительны! И если распилить камень и отшлифовать искусственной алмазной пылью, то на пластинах яшмы, кварцита, оникса можно увидеть поразительные картины. Не из-за этого ли увлекся Лукашев и живописью?

А сейчас он думает показать в одной из галерей коллекцию пейзажных камней. Это привлечет людей вновь в Народный музей «Самоцветы Украины». А это главная радость для Евгения Лукашева, человека, влюбленного в самоцветный камень и такого же красивого, удивительного.

golubovski 03