colontitle

Журнал "Одесса" 03'96

ул. Ремесленная

Этот уголок Ильфа и Петрова необычен. Мы не будем, как учил Маркс, смеясь расставаться со своим прошлым, потому что оказалось, что у этого прекрасного прошлого есть не менее прекрасное настоящее. И увидев коллекцию одесского модельера Олега Филатова, мы поняли, что здесь юмор должен уступить место эмоциям.

Жил был художник один

"Воскреснем ли когда от чужевластья мод?"
А.С.Грибоедов

...Ох уж эти великие. Как зададут вопрос, как воскликнут во гневе. Потом целое поколение ищет, опровергает, доказывает. Дескать, можем, хотим и есть для этого творческий потенциал. И хоть упрямая история твердит, что, по большому счету, мы никогда не были законодателями мод, отдельные "героические личности" не соглашаются, спорят и даже иногда убеждают в обратном - мол, и мы не лыком шиты.

Вот бы и радоваться этому, да не тут-то было! Только подрастет такой отечественный кутюрье, только выпустит первый листок (здесь бы ему и подпитки "зелененькой", и почвы хорошей, и ухода нежного) - а к нему со всем пристрастием: и листок у тебя такой, как у всех, и растешь ты на земле без учета менталитета. А шаровары "од кутюр" - слабо?!

Вздохнет от таких слов будущая звезда, смахнет скупую слезу и поедет увядать на чужую территорию, оставляя нам жалкий жребий восклицать, глядя на толпы себе подобных: "Ах, Турция, нет в мире лучше края..."

Но... "у природы нет плохой погоды". И однажды весной, когда из окон раздавался голос Утесова, а воздух пьянил ароматом белой акации, под самой крышей, почти в мансарде Монмартра (а чем Одесса не Париж?), - поселился художник. Правда, без домика, но с холстами и массой безумных идей, как должны выглядеть самые прекрасные женщины мира - одесситки. И именно тут, под баллады "Дип Перпл" и "Юрай Хип", под армстронговско-фитцджеральдовский джаз рождались фантазии почти музыкальные - "Джаз на ткани", "Солярис" и, конечно же, "Белая акация". Ибо "мансарда" нашего художника находится в здании ателье "Белая акация". Сюда он пришел научиться такому сложному и такому простому ремеслу - своими руками воплощать свои фантазии, чтобы музыкальные импровизации в одежде сошли с рисунка и через подиум - в толпу.

Прочувствовав на собственной шкуре правоту Анатоля Франса, который писал, что "искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником". А между прочим, в Одессе всегда портного называли мастером. И наш художник решил соединить в себе эти два понятия, дабы не рождать чудовищ...

Пока у Одессы есть реальный шанс избавиться от "чужевластья мод" (смотри эпиграф). Пока одессит - художник-мастер не собирается уезжать. Пока еще он верит - что-то можно сделать и в Одессе. Пока... Посмотрите на фотографию и запомните это лицо - в окружении своих моделей - Олег Филатов. Одессит. Пока.

ИРИНА
Фото Олега ХОРОВА


 к путеводителю по "Одессе" №3, 1996