colontitle

«Смутная алчба» – документ эпохи

Идея необычного проекта и издания нового одесского альманаха «Смутная алчба», состоящего из интервью с двадцатью одесскими художниками, принадлежит Евгению Голубовскому и Евгению Деменку (справа).Идея необычного проекта и издания нового одесского альманаха «Смутная алчба», состоящего из интервью с двадцатью одесскими художниками, принадлежит Евгению Голубовскому и Евгению Деменку (справа).Художника непросто разговорить. Журналистам это хорошо известно. Как правило, мастера кисти, резца, пера и туши немногословны и застенчивы, неохотно раскрываются в беседах. За них говорят их картины, скульптуры, офорты. О них говорят другие, додумывая, домысливая. А вот что в действительности думает сам художник: о времени, о жизни, о себе?

Ответы на этот вопрос можно найти в новом одесском альманахе «Смутная алчба», презентация которого состоялась 16 апреля во Всемирном клубе одесситов. И не только на этот. Собственно, весь интереснейший сборник состоит из вопросов, нетривиальных, «незамыленных», и ответов, откровенных и уклончивых, более похожих на раздумья. А в результате складывается, как из пазлов, документ эпохи, живое отражение художественной жизни нашего города.

Идея необычного проекта и издания книги, состоящей из интервью с двадцатью одесскими художниками, принадлежит Евгению Голубовскому и Евгению Деменку. Героями альманаха стали люди, чьи успехи и творческая активность, по мнению составителей, в 2009 году были наиболее заметны. Им было задано двадцать одинаковых вопросов, не самых легких и удобных, касающихся личных деталей, таких, которые позволили бы узнать художников лучше изнутри. Скажем, ой как непросто творческому человеку дать самооценку и определить собственное место в ряду других творцов.

И получился любопытный откровенный диалог, художественный срез времени.

Альбин Гавдзинский, Стас Жалобнюк, Олег Волошинов, Михаил Рева, Ольга Котова, Оксана Мась, Андрей Герасимюк…

А предварило эти любопытные интервью, которые были взяты в январе нынешнего года, беседа с Юрием Егоровым, как преамбула, введение в ситуацию. Взяв в руки альманах, уже не оторвешься. Его форма под стать содержанию. Прекрасное оформление и дизайн принадлежат Анне Голубовской. На обложке – обратная сторона картины в тяжелой раме, а на холсте которой – фамилии художников.

Притягивает и необычное название сборника – «Смутная алчба», которое, поразмышляв, хочется выразить проще и понятней: ненасытная жажда, природа которой неясна и туманна.

Но у названия своя, далекая история. Оказывается, в начале двадцатого века, с 1915 по 1917 год, в Одессе выходили альманахи, объединившие художников и поэтов: «Шелковые фонари», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», «Серебряные трубы», «Чудо в пустыне». Всего вышло пять сборников. Шестой под названием «Смутная алчба» должен был выйти в 1918 году. Но «окаянные дни» смутного времени уже не позволили это сделать.

По мнению составителей Е. Голубовского и Е. Деменка, справедливо назвать так новый альманах по двум причинам. Во-первых, в ответах есть ощущение какой-то неудовлетворенности, ненасыщенности. А во-вторых, название это – по сути, времен связующая нить. И она будет иметь продолжение. Весной 2011 годы предполагается выпустить следующий альманах, в который войдут новые диалоги. В них отвечать на вопросы будут двадцать художников, которым удастся проявить себя в 2010 году, и так на протяжения ряда лет. Эти откровенные интервью, по мнению составителей, глубже покажут художественную жизнь Одессы, ее разнообразие и особенности, ее противоречивость и сложность.

Н. Б.