colontitle

 

«И душа с душою говорит…»

Говорят, душа настоящего творца, будь то художник, поэт или музыкант, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, — душа его все та же, жива и для земли, и для человечества...

Такие мысли пришли на ум на вечере памяти замечательного одесского кларнетиста, музыканта от бога Владимира Томащука.

Первого апреля ему исполнилось бы семьдесят лет. Увы, не довелось любимцу одесской публики, поклонников музыкального искусства дожить и отпраздновать с многочисленными друзьями и почитателями его таланта эту круглую дату: тяжелая неизлечимая болезнь пять лет назад замкнула его жизненный круг.

Но все, близко знавшие Владимира Ивановича собрались апрельским днем, ведь такова была многолетняя традиция в этой семье – дружно праздновать за большим хлебосольным столом его дни рождения, и, как правило, торжества длились не один день. В этом доме гости всегда были желанны, с неизменной улыбкой их встречали Володя и его красавица жена, единомышленник, верный друг в жизни и творчестве Танечка Аванесьянц. На этот раз друзей и близких сплотил Всемирный клуб одесситов, в чьих стенах проводился вечер памяти известного музыканта.

Владимир Томащук был на редкость жизнелюбивым, веселым, позитивным человеком. Может, оттого, что родился в день смеха….

Родился будущий музыкант в маленьком городке со странным названием в Винницкой области. И вызывал недоумение, отвечая на расспросы о себе, откуда родом – «Я из Бара». Наш барчук, шутили друзья и жена. А он был из семьи музыкантов. С шести лет отец приучил его к скрипке. Но в маленьком городке не было скрипичного класса, а знаний отца стало не хватать. И в двенадцать лет Володя взял в руки кларнет, чтобы никогда уже с ним не расставаться. Получив серьезное музыкальное образование в Винницком музыкальном училище и Одесской государственной консерватории, он семь лет работал в оркестре Одесского оперного театра. А потом способного музыканта пригласили солистом в Одесский Филармонический оркестр, где он проработал тридцать три года. Как весело шутил Володя, из ямы поднялся на сцену. Параллельно он играл в ансамбле старинной музыки, любил импровизацию и с удовольствием принимал участие в джаз-оркестре Николая Голощапова, играл со струнным квартетом «Гармония мира».

С выступления этого прекрасного коллектива и начался вечер памяти Владимира Томащука, струнники блистательно сыграли композицию «Памяти Бенни Гудмена». Партию кларнета исполнил ученик Владимира Ивановича Роман Микитей. Это еще одна грань талантливого мастера – учить и растить новую смену. Когда в феврале 2009 года Томащука не стало, Юра оканчивал музыкальную школу имени П.Столярского и готовился поступать в Музыкальную Академию. Но менять педагога юноша не стал, оставшись верным своему Учителю.

Концертмейстер группы кларнетов Филармонического Национального оркестра Юрий Гаяц также был учеником В. Томащука, но в Музыкальной Академии.

Он, в сопровождении квартета " Гармонии мира " исполнил вторую часть из квинтета В.А. Моцарта.

Друзья и близкие музыканта рассказывают: Володя любил своих учеников как родных детей. Он любил своих друзей, свою семью, но, прежде всего, любил свое дело, любил музыку. Известный музыковед и радиоведущая Елена Шевченко, которая вела его юбилейный концерт по случаю 60-летия, призналась «Он был небожителем в музыке. Какое счастье, что мне довелось с ним дружить».

Музыкальные заслуги Владимира Томащука были по достоинству оценены: в 1994 году он получил звание заслуженного артиста Украины. Но еще более ценен тот успех, который сопровождал его везде, и во время сольных концертов с фортепиано на родине, и во время зарубежных гастролей. Рассказывают, что на гастролях по Соединенным Штатам Америки, во время которых двенадцать раз была исполнена симфония № 2 Сергея Рахманинова, группа поклонников переезжала из штата в штат, чтобы еще и еще раз насладиться звучанием волшебного кларнета Владимира в Solo Ш-ей части.

23 ноября 2008 года Владимир Томащук, будучи уже безнадежно больным, вышел на сцену, чтобы исполнить солирующую партию в симфонической поэме Римского-Корсакова «Шехерезада». Мало кто из зрителей догадывался, что к тому времени боли у музыканта уже были постоянными, легкие работали плохо, рука не двигалась, и требовались невероятные усилия, чтобы играть. Но именно сцена, музыка и зрители сотворили чудо – боль отступила, неведомо откуда взялись силы. И когда Владимир Томащук завершил партию, ему рукоплескал и оркестр, и зал, еще не зная, что одесский виртуоз играет в последний раз.

Давно умолк его кларнет, но музыканта по-прежнему помнят, и будут помнить следующие поколения. Ведь имя Владимира Томащука вошло в электронный биографический справочник «Они оставили свой след в истории Одессы».

Наталья Бржестовская