Лирическая исповедь Константина Костюченко
Исчез ли «андерграунд», не как социальное определение статуса художника, а как состояние его души, как мера связи с официальными тенденциями в искусстве?
Казалось, что после развала СССР, отмены вседовлеющей роли коммунистической идеологии, уйдет в небытие художественный «андерграунд». Увы, так только казалось. Ибо – выяснилось – для многих художников нежелание вписаться в общий художественный поток, каким бы он ни был – соцреалистическим, абстрактным, «актуальным», и есть сохранение себя как неповторимой личности, как творца.
Благодаря стараниям арт-менеджера Дмитрия Банникова художественная галерея «Тритон» в последние годы познакомила зрителя с творчеством ряда художников, так и не вышедших из «андерграунда». Среди них был и Константин Костюченко. Правда, знакомство с ним и мое, и одесского зрителя состоялось давным-давно и продолжается многие годы.
Константин Костюченко дебютировал в Одессе в конце 70-х-начале 80-х годов еще на легендарных «квартирных» выставках.
Он родился в 1951 году, учился в Академии художеств Будапешта, где его отец, журналист, работал в те годы, затем, приехав в Одессу, окончил Одесский государственный университет, не оставляя занятия живописью, поэтому и пошел работать на киностудию художником… Тогда то и показал на домашних выставках свои первые работы. А затем были персональные выставки в галереях «Либерти» и Дома ученых, в Греческом культурном центре и «Тритоне». И каждая из этих выставок давала возможность увидеть, что художник развивается по собственным законам, не стараясь вписаться в общие художественные тенденции, сохраняя свой стиль, который я когда-то попытался определить как «космический реализм».
И вот новая выставка Константина Костюченко в зале Всемирного клуба одесситов. Серия «Городское граффити» - это не отражение того, что можно увидеть на улицах нашего города, не копирование натуры, а новая реальность, скажем так – своеобразное предложение городу стать ярче, праздничнее, по-детски наивнее, чище.
Можно было бы подумать, что это социальный жест. Нет, скорее, это форма лирической исповеди, потому что К.Костюченко – художник лирический и исповедальный, нежный и искренний. Не будет он «внедрять» свои художественные замыслы в нашу будничную, антихудожественную жизнь. Как и на каждой своей выставке, он предлагает нам мир своей мечты. А воспримем ли мы художественный жест Константина Костюченко – это уже дело нашей совести.
Евгений Голубовский