colontitle

Сегодня прощаются с Впадимиром ВойновичемСегодня прощаются с Впадимиром Войновичем

Как тут не вспомнить его пророческие стихи, написанные в далеком 1957 году.
Когда умру я в нужный срок,
Жалеть меня не смейте.
Я, может, сделал все, что мог,
За много лет до смерти.

И ведь действительно сделал . Он показывал власть смешной, откровенно смеялся над тупостью государства. Знаю, что в литературу Войнович вошел стихами. Тогда их не читал, а знаменитое "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы", хоть и слышал, знал, но никак с ним не связывал.
Для меня Войнович начинался с "Чонкина". Удивительная история про нашего Швейка, над которой смеялся, да так, что слезы из глаз. Книга была тамиздатовская, мне кажется, изданная во Франфурте. А Войнович жил в Москве, это были семидесятые годы, продолжал писать.

Следующим потрясением для меня была "Шапка" Повесть про то, как Союз писателей решил облагодетельствовать своих членов, пошив им шапки. Не только по размеру головы, но и по Рангу, занимаемому в писательской иерархии.
Салтыков-Щедрин был бы доволен. И вновь - смех сквозь слезы. И вновь - самиздат. Книга на папиросной бумаге, где-то четвертый экземпляр перепечатки.
Ах как не нравился Войнович советской власти. И выселили. Совсем. Лишили гражданства. Я вчера ставил пост с письмом писателя-- Брежневу. Войнович любил этот жанр - открытых писем. Вот и в этом году он написал душевное письмо Светлане Медведевой, поздравившей его с 85-летием в официальном конверте Кабинета министров. Ироническое и злое письмо, ушедшее в народ. Ответа на него не было, но может власть сегодня, в день похорон ответит.
А впрочем, уже ответила. Когда узнал, что Владимир Войнович будет похоронен не на Новодевьичем, не даже на Ваганьковом, а ... на Троекуровском кладбище , вспомнил "Шапку". Рангом для властей писатель не вышел для государственных похорон.

А вот для читателя вышел.
Для тех, кто как я любил его "Иванькиаду или рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру", для тех, кто читал "Москву - 2042" и ждал опровергнет ли жизнь антиутопию писателя.
Кстати, на нынешней книжной ярмарке искал его автобиографический роман "Автопрортрет". Не нашел. По заказу обещали в ...сентябре привести . Цена жесткая - 500 гривен.
Такова доля писателей сатириков. Народ их любит. Власти терпят. Или не терпят.
А как же терпеть писателя, который в каждой своей книге говорил:
"как показывает исторический опыт, именно абсурдные идеи, или даже сказать точнее идиотские идеи, как раз легче всего овладевают массами"

Или вот такое:
"из всех человеческих пороков самым отвратительным является благоразумие"
У Владимира Николаевича было нежное отношение к Одессе. В этом городе родились его дед и бабушка, родители его мамы Ревекки Колмановны Гойхман. Кто знает, если чувство юмора передается генетически, то может истоки парадоксального сатирического склада ума в нашем городе. Как и смелость, бескомпромисность от сербов Войновичей, послуживших России два века своим оружием
Забирали у Войновича гражданство, возвращали Войновичу гражданство. Как в "Шапке" увещивали его : "Нам мало, что ты не против, нам надо - за!" А он всю жизнь, 85 лет был против. Против лицемерия, ханжества, лизоблюдства, диктатуры.

С замечательным писателем прощаемся сегодня
Грустно.

Евгений Голубовский