colontitle

Он между нами жил...
Из блога Евгения Голубовского

«Он между нами жил», - писал Александр Пушкин в 1834 году об Адаме Мицкевиче.

Он между нами жил , - могут сказать одесситы и о Пушкине, и о Мицкевиче.
Так случилось, что два гениальных поэта почти в одно и то же время были сосланы Александром Первым в Одессу.

Сегодня – день рождения Мицкевича.

Это о нем писал Пушкин строки, ставшие хрестоматийными:

«Мирный, благосклонный,
Он посещал беседы наши. С ним
Делились мы и чистыми мечтами,
И песнями (он вдохновен был свыше
И свысока взирал на жизнь).
Нередко он говорил о временах грядущих,
Когда народы распри позабыв,
В единую семью соединятся.
Мы жадно слушали поэта…"

Прошло двести лет и мы ждем грядущие времена, когда народы распри позабыв… Но вернемся к Адаму Мицкевичу. Он родился в фольварке Заосье Новогрудковского уезда Литовской губернии, когда-то литовском, теперь белорусском, 24 декабря 1798 года. В семье обедневших шляхтичей.

Пушкин младше Мицкевича всего на полгода.
В девять лет Мицкевич поступает учиться в доминиканскую школу при новогрудковском храме Михаила Архангела, где занимается 8 лет, завершив ее в 1815 году.

Пушкин лишь в 12 лет едет в Царскосельский лицей, где учится 6 лет, закончив его в 1817 году.

Мицкевич поступает в Виленский университет, вначале на физмат, но переводится на словесность.

Пушкин больше не учился. После лицея он получает назначение в канцелярию.

Мицкевич начинает работать школьным учителем. И один, и второй рано начинают публиковаться.

Первые стихи Пушкина «К другу стихотворцу» опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1814 году. Поэту – 15 лет.

Первое стихотворение Мицкевича печатает местная газета в 1818 году. Поэту - 20 лет.

Пушкина в 1820 году ссылают за эпиграммы на Аракчеева, Фотия, Александра.

Мицкевича в 1823 году арестовывают, он автор стихов, зовущих на освободительную борьбу своих друзей «филаретов», любящих добродетель. Почти год сидит в тюрьме, в одиночной камере, друзья добиваются милости – ссылки.

Всего 13 месяцев провел в Одессе Пушкин, но в своих стихах, как считал одесский поэт Туманский, выписал нашему городу грамоту на бессмертие.
Всего 9 месяцев провел Мицкевич в Одессе. С Пушкиным разминулся. Тот уехал осенью 1824 года, Мицкевич приехал зимой 1825 года.

Путь в Одессу Мицкевичу лежал через Петербург. Там его прекрасно принимали. Вот запись из дневника писателя, затем декабриста Бестужева–Марлинского: «31 декабря 1824 года. Среда. Дежурный. Вечером до 11 часов у нас сидели Мицкевич, Ежовский и Малевский. Пили за Новый год».

На следующий день Александр Бестужев–Марлинский пишет записку в Одессу, Василию Туманскому: «Рекомендую тебе Мицкевича, Малевского и Ежовского. Первого ты знаешь по имени, а я ручаюсь за его душу и талант. Друг его Малевский прекрасный малый. Познакомь их и наставь. Будь здоров и осторожен, люби нас. Рылеев то же говорит и чувствует, что и я. Твой Александр».

Купили друзья Мицкевичу волчью шубу и теплое белье. Как никак, три недели по морозу добирались они на санях из Петербурга в Одессу. Назначение получил Мицкевич в Ришельевский лицей, преподавать латынь. Но не ласково встретил ссыльнопоселенца граф Витт, управлявший учебными заведениями. Выделил комнату при Лицее, на Дерибасовской, 16, но «мест нет. Ждите».

Место так и не появилось, но в Одессе Мицкевич не скучал. Его опекал Туманский, его хорошо приняло польское общество. Прожив два месяца при Лицее, Мицкевич перебрался в дом Шемиотов на Елисаветинской, 21. Там еще долго до 1917 года в неприкосновенности содержалась комната, где жил поэт. Сейчас, чудом сохранившийся книжный шкаф из дома Шемиотов стоит в Литературном музее, в экспозиции о пребывании Мицкевича в нашем городе.

Забавно, но и тут рифмуется жизнь двух поэтов. Оба были влюблены в Каролину Собаньску. Оба добились успеха у «одесской Клеопатры», которая при этом выполняла государственное задание, будучи на службе в третьем отделении. Замечательное стихотворение о Каролине написал Юрий Михайлик

Каролина Собанская

Красавица, лошадка, волчья сыть,
перенесла, как Польша, три раздела,
и как сама при этом не згинела –
нет Лотмана, и некого спросить.
В те вольные крамольные года
собой дарила – как благодарила,
а что она действительно любила?
Стихи? О, нет . Поэтов. Иногда.
Гордячка, умница, и горе по уму,
она еще припомнит в день печали –
кому б они стихов ни посвящали,
ей – лучшие. Такие – никому.
Два гения ревнивых языков,
они шалели, а она шутила.
Но ею вдохновленных строк хватило
для двух народов и для двух веков.
Измученные нежностью моря
на опустелый берег строки сложат –
... я вас любил. Любовь еще, быть может... –
но - жизнь, но – страсть, но – гибель – все не зря.
Стихами задыхались соловьи,
стихами водопады голосили ,
и девушки – кто в Польше, кто в России –
беспрекословно гибли от любви.

И Пушкин, и Мицкевич съездили в Крым. Пушкина, после воспаления легких, на поправку вывозили Раевские. Мицкевича везли граф Витт, Каролина Собаньская, Генрих Ржевутский… У Витта была надежда в этой поездке больше узнать о тайных обществах в Польше. Но Мицкевич, то ли был действительно влюблен, то ли великолепно играл влюбленного, но ни про какую политику не разговаривал. Пил вино, уединялся с красавицей и писал стихи. «Крымские сонеты» станут лучшим циклом, написанным поэтом в изгнании. На русский их переведет князь Петр Вяземский, друг Пушкина, а теперь и Мицкевича.

Не будем считать количество романов, которые были у любвеобильного поэта в нашем городе. И здесь они с Пушкиным схожи. Но рождались стихи, и это было оправданием ночей, превращенных в дни, и дней, проведенных как ночи. И главное – это надоело надсмотрщику Витту, и он согласился отпустить Мицкевича в Москву. Кстати, это тоже была удача. Поехал бы он в Петербург, при его дружбе с декабристами, не избежать ему еще одного суда.

Пушкина спас заяц, выскочивший под колеса брички, когда он решил поехать в Петербург. Мицкевичу провидение в виде зайца не потребовалось. Или роль зайца сыграл Витт.

Именно в Москве познакомились Мицкевич и Пушкин..
Вот записи этих дней:

Пушкин: «Из всех поляков меня интересует лишь Мицкевич».
Мицкевич: «Знакомы недавно, общаемся много, уже несколько дней – друзья».

Да и в Европу Мицкевич уехал благодаря заступничеству Пушкина. Это было время, когда Николай решил приблизить к себе поэта, разрешил ему все личные просьбы передавать через Бенкендорфа. И Пушкин попросил «в связи с семейными обстоятельствами» пустить Мицкевича в Польшу. И Николай соизволил.

В 1828 году в России вышла поэма Мицкевича «Конрад Валленрод», одна из тех книг, что сделала его общенациональным поэтом. В центре трагический герой – литовец, идущий на службу врагам, в Тевтонский орден, чтобы изнутри привести его к гибели. Освободительные тенденции и в этой поэме читались легко, но поэма была посвящена Николаю Первому и поэтому была разрешена цензурой.

По сути, это было прощание поэта с Россией. Дальше – Польша. Он женится на дочери пианистки Марии Шимановской и с ней уедет в бесконечные скитания по Европе. И напишет свою главную эпическую поэму «Пан Тадеуш» - энциклопедию жизни поляка.

Поэму читал в фрагментах.. Но я видел замечательный фильм, который поставил по этой поэме Анджей Вайда. И понял, почему для поляков это, как говорил один усатый вождь «посильнее, чем «Фауст» Гете».

В 1830 году произошла заочная ссора Мицкевича и Пушкина. В стихотворении "Русским друзьям» Мицкевич объяснял тем, кто верен декабристским идеям, а в это время подавили очередной мятеж Варшавы, что он борется не против русского народа, а против русского самодержавия. Нужно признать, что к этому времени взгляды Пушкина переменились. И его ответ Мицкевичу был ответом государственника.
Казалось бы разошлись во взглядах два великих поэта. Не простили друг другу. Нет, все не так. Когда погиб на дуэли Пушкин, статью о нем во Франции в те печальные дни опубликовал Мицкевич. И подписал «друг Пушкина».

Умер Адам Мицкевич в ноябре 1855 года в Константинополе, заразившись чумой. Оставил шестерых детей. Думаю, и сейчас живы его праправнуки.
Память о Мицкевиче хранят многие города. И Одесса – не исключение. На Дерибасовской, 16 установлена мемориальная доска, а на Александровском проспекте памятник работы скульптора Александра Князика и архитектора Маркоза Мурманова. К сожалению, не в лучшем состоянии дом Шемиотов, тот его внутренний флигель на Елисаветинской, 21, где жил поэт. И совсем в запустении особняк Залесского, на Полицейской (ныне Бунина), 5, где давались балы и ночи проводил опальный поэт.

Если найдете свободных пару часов вечером, посмотрите фильм Анджея Вайды «Пан Тадеуш». Это не самый лучший его фильм. Когда-то меня потрясли «Пепел и алмаз», «Канал»…

Так что мелочиться, может сделаем неделю домашнего просмотра фильмов Вайды, и так отметим день рождения великого польского поэта.