colontitle

Сабанеев мост

(комментарии Александра Дорошенко)

Сабанеев мостВ центре Гоголя открывается путь к каменному Сабанееву (Сабанскому) мосту. В его начале, перед балкой Военного спуска, стоит дворец графов Толстых, построенный в 1830 году в формах ампира, теперь, вместе с пристроенной к нему картинной галереей, наш дом Ученых. Он выходит в зарешеченный сад, висящий над балкой на подпорной стене и открывается внутрь сада высоким многоколонным портиком-полуротондой с пояском поперечного легкого балкончика по второму этажу. Этот портик виден в самом центре этой гравюры. В саду был устроен фонтан в окружении прихотливо раскинувшихся клумб. Вода в фонтане давно иссякла. В самом конце сада, перед подпорной стеной, широкие симметричного развала лестничные ступени падают загадочно вниз --- там что-то есть еще, внизу, перед преградой подпорной стены --- наверное, так шел склон Военной балки, отсеченный искусственной вертикалью преграды и здесь просились лестничные ступени спуска, теперь ведущие во влажную тишину и тайну. На гравюре нынешняя глухая подпорная стена имеет проемы окон и, возможно, здесь был когда-то прямой выход на Военный спуск.

(Этот склон теперь заколочен стеной и оградой, укрыт от солнца. Там сыро и мрачно и тоскливо. Когда-то был он открыт солнцу и ветрам с моря, росла на его склонах густая трава и выглядывали из нее полевые цветы, тяжело и основательно летал очарованный шмель ... Как хочется сбросить всю эту каменную, навязанную на столетие тяжесть, расправить занемевшие члены, вздохнуть и надышаться, подставив тело ласковому солнцу и соленому от моря ветру, зазеленеть ...!).

В 1896-1897 годах к дворцу была пристроена картинная галерея, которую проектировали Ф. Фельнер и Г. Гельмер, а строил Г.К. Шеврембрант. Там торжественные марши лестницы ведут к выставочному залу с верхним светом. И окна громадны, в "рост" зала, в рамах из полированного дерева с резными гербами. В медальонах профили великих художников. Фасад галереи, как и части барочного интерьера, выполнены из бетона, подкрашенного красителями, что создает полную иллюзию гранита и мрамора. Так что яркие фризы и тяжелая голова печального семитского льва над въездными воротами --- это просто бетон, но, надо полагать, искусство так надежно делать бетон затем было утрачено, мы ведь привыкли к иному бетону ... и к иным из него изделиям ...

(Замечали ли вы, что в лице, нами придуманных львов, есть что-то семитическое? Уж не знаю почему, возможно наши предки никогда не видели настоящих, но что же они тогда брали моделью? Вот и в Москве на Тверском, влезши на каменные пилоны ограды Аглицкого клуба, сидят такие же львы, с вечным удивлением на упитанных своих мордах ... И в Петергофе опять же они очень похожи, как братья, Самсон, схвативший за щеки Льва и смеющийся ответно Лев посреди фонтана. У нас в Городе их пропасть, с удивленными или смеющимися мордами, с кольцами и без, ... но сразу и несомненно ясно --- семиты в Городе! ... Ну, никто особенно не сомневался ... И ровно столько, как было в Городе семитов, столько им соответствовало львов. Страшно перечесть. Теперь наши львы осиротели!).

А мост Сабанеева такой и сегодня. И эта, показанная на переднем плане гравюры широкая дуга его закругления и расширения в сторону площади, выглядит точно так же.

Дуга эта … как жест вельможи, простой и весомый значением … Такому жесту не научиться --- с ним родятся немногие!

Человек неосторожно вышедший к Сабанееву мосту в тихий утренний час в самом начале лета, в первых солнечных днях неповторимого июня, будет тут же, на первых подступах к мосту, уловлен ласковыми сетями тишины и покоя, ... и повторит, озаренный внезапно пришедшей истиной:

"На свете счастья нет,

Но есть покой и воля ..."

Утром на этом мосту хорошо отдыхать и думать о близких ... и далеких людях, идя не торопясь, укрываясь в густой тени чумаков, укоренившихся внизу, у самых устоев моста, ... прохладным вечером хорошо здесь любить и быть любимым, ощущая ласковый ветерок с моря, (наш мост хорош уже и тем, что под ним никуда не уходит вода и поэтому с ней не может уйти любовь), слепящим и яростным полднем идти здесь надо стремительно быстро, полностью отдавшись суете и злобе дня. Это правило и нарушать его опасно!

Если, проходя Сабанеевым мостом, взглянуть в сторону моря, то прямо над "тещиным" возвышаются три парусные мачты со свернутыми парусами --- чуть покачиваются мачты на низкой волне, ... стоит отдать якоря и уплывет "тещин" мост ...