colontitle

Парижская медаль одессита Генриха Файга

Виктор Корченов

Великое племя коллекционеров, рассеяное по всему свету, испокон веку делает благородное дело – спасает от времени материальные свидетельства прошлого. Но коллекционер коллекционеру рознь. Один просто добавляет в коллекцию случившуюся ему вещь, предмет, картину и прочее, с удовлетворением отмечая, что она увеличилась на одну единицу. Другой старается что-то разузнать о новом поступлении, чтобы оно не было безымянным.

Виктор Корченов – одесский коллекционер с полувековым стажем, на основе материалов своей коллекции пишет очерки, подкупающие строгой, не вызывающей сомнения, документальностью.

Ростислав Александров

Коммерческое училище ФайгаКоммерческое училище ФайгаКто из нас не зачитывался в детстве книгами Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» и «Хуторок в степи»? Кто из нас не переживал в кино за двух мальчишек : аккуратненького, в фильдеперсовых чулочках гимназиста Петю Бачея с Канатной угол Куликова поля и его друга - босоногого Гаврика с Ближних Мельниц? Думаю, без преувеличения можно сказать, что многие прекрасные сегодняшние одесские журналисты, литературоведы и краеведы вдохнули в себя катаевскую любовь к родному городу именно благодаря этим сразу полюбившимся произведениям, благодаря красочным картинам тех беспокойных одесских событий и таким незнакомым еще юным читателям названиям, как «пароход «Тургенев», «Башня Ковалевского», «Коммерческое училище Файга».

Бывший «файгист» москвич Эммануил Соломонович Вайнштейн в начале 60-х годов уже прошлого века вспоминал: «Генрих Федорович Файг – крещеный еврей, окончивший в молодости раввинское училище в Вильно. Это был женатый на племяннице Витте толстый хромой карлик с большой головой и пышной раздвоенной бородой. Плата за обучение была 270 рублей в год, тогда как в обычных гимназиях она составляла 50 рублей.

Законоучителем иудейского вероисповедания был у нас Пен Шмуль Самсонович. Я же был тогда большим шалопаем, и свои уроки Шмуль Самсонович неизменно начинал словами: «Финкельштейн, Вайнштейн и прочая сволочь – вон из класса!». Несколько учеников, отлично понимавших, кто есть «прочая сволочь», послушно поднимались и выходили. Проходивший по коридорам инспектор училища статский советник Достойнов спрашивал: «За что вас выгнали? Что вы сделали?».

Мы, естественно, отвечали, что ничего не сделали. Он заводил нас в класс и тот же вопрос задавал Пену. А тот разъяснял: «Они ничего не сделали. Но если бы я их не выгнал, они что-нибудь бы обязательно сделали».

В романе «Хуторок в степи» Валентин Катаев по-своему описал учредителя частного коммерческого училища в Одессе надворного советника Генриха Федоровича Файга:

«Господин Файг был одним из самых известных граждан города. Он был так же популярен, как градоначальник Толмачев, как сумасшедший Марьяшес, как городской голова Пеликан, прославившийся тем, что украл из городского театра люстру, как редактор-издатель Ратур-Рутер, которого часто били в общественных местах за клевету в печати, как Кочубей - владелец крупнейшего в городе мороженого заведения, где каждый год летом происходили массовые отравления, наконец, как бравый старик генерал Радецкий, герой Плевны.

Файг был выкрест, богач, владелец и директор коммерческого училища -частного учебного заведения с правами. Училище Файга было надежным пристанищем состоятельных молодых людей, изгнанных за неспособность и дурное поведение из остальных учебных заведений не только Одессы, но и всей Российской империи. За большие деньги в училище Файга всегда можно было получить аттестат зрелости. Файг был крупный благотворитель и меценат. Он любил жертвовать и делал это с большим шиком и непременно с опубликованием в газетах.

Он жертвовал в лотереи гарнитуры мебели и коров, вносил крупные суммы на украшение храма и покупку колокола, учредил приз своего имени на ежегодных гонках яхт, платил на благотворительных базарах по пятьдесят рублей за бокал шампанского. О нем ходили легенды».

Свое первое объявление в Одессе Файг поместил в «Одесском листке» 11 августа 1884 года. В нем, в частности, говорилось: «Учебное заведение с курсами 6-классной классической прогимназии и реального училища Генриха Файга, содержавшего 10 лет училище в Москве, переведено с разрешения попечителя Одесского учебного округа... в Одессу». Оканчивалось оно приглашением будущих воспитанников на первые приемные экзамены в это совершенно новое в городе учебное заведение. Размещалось оно тогда в доме Яхненко на Коблевской, 24.

А через десять лет, в августе 1894 года, через ту же газету Файг уведомил «господ родителей» о преобразовании своего учебного заведения в семиклассное коммерческое училище с приготовительным классом и пансионом, о высочайшем повелении о переводе училища из министерства народного просвещения в министерство финансов, а также об очередных приемных испытаниях в новом, уже собственном доме Генриха Файга по улице Торговой угол Елисаветинской (теперь в этом здании размещается Ришельевский лицей). Так это учебное заведение стало вторым по счету училищем подобного рода в Одессе и восьмым - во всей России. Позднее, уже незадолго перед Первой мировой войной, их появилось намного больше, ибо коммерческое образование давало именно те знания, которые стали особенно необходимыми в наступивший период стремительного развития торгово-промышленных предприятий.

В одном из регулярно публикуемых объявлений об очередных приемных испытаниях «Одесский листок» доводил до сведения: «Училище это по программе своей оправдывает весь курс реальных училищ за исключением французского и немецкого языков, преподавание которых в нем обширнее, чем в реальных училищах, и нескольких специальных предметов, которые преподаются в 6 и 7 классах этого училища, а в реальных училищах вовсе не преподаются. Училище это предоставляет окончившим его... все те же права, какие предоставляет правительственное реальное училище, в т. ч. и право поступления во все высшие специальные учебные заведения. Кроме того, оно предоставляет и такие права, каких не дает реальное училище, а именно: личное почетное гражданство, звание кандидата коммерции и золотую или серебряную медаль».

Двадцать три раза выпускало в свет училище Г.Ф. Файга своих воспитанников. В фондах Одесского областного государственного архива хранится дело, из которого явствует, что министром народного просвещения было дано разрешение о преобразовании с 1917-1918 учебного года коммерческого училища Файга в полноправную 8-классную мужскую гимназию. Однако ее учредитель успел только заготовить бланки для новой гимназии и сменить вывеску на фасаде училища – в чине статского советника он скончался 3 декабря 1917года. Так и осталось это учебное заведение не только в памяти старых одесситов, но и в художественной литературе как «коммерческое училище Файга».

Еще в 1898 году с разрешения министра финансов количество принимаемых в училище детей иудейского вероисповедания было увеличено с сорока до пятидесяти процентов. Позднее, в книге «Есть город, который…» Леонид Утесов вспоминал: «Признаться, русские семьи избегали этого учебного заведения. Они стремились устроить своих детей в классические гимназии. В училище Файга еврейских ребят принимали пятьдесят процентов от общего числа учащихся. Система была несложная, но выгодная: каждый еврей подыскивал для своего сына «пару», то есть русского парнишку, и платил за двоих. А в год за одного надо было платить двести пятьдесят рублей – огромные деньги! …Все гимназисты имели парадную форму, но форма нашего училища вызывала зависть даже у гвардейских офицеров. Судите сами: длинный, до колен, однобортный сюртук черного цвета с красной выпушкой и шитым золотым воротником, золотые обшлага и такие же пуговицы. Сюртук был подбит белой шелковой подкладкой, и мы для шика, сунув руку в карман, постоянно держали одну полу отвернутой. Когда в Одессу приезжал царь, нас, файгистов, ставили в первый ряд».

Как отмечал Ю.Дмитриев в книге «Леонид Утесов», привлекая квалифицированных педагогов, Г.Ф.Файг «старался как следует организовать учебный процесс". В училище преподавали рисование будущие академики живописи Г.А. Ладыженский и К.К. Костанди, а в 1898-1899 годах обучал детей географии отец Валентина Катаева - П.В. Катаев. Довольно ярко описанное в романе Катаева «Хуторок в степи», оно по своей популярности было незаслуженно приравнено писателем к популярности городского сумасшедшего Марьяшеса и других местных личностей со скандальной биографией. Несколько позднее Катаева бывший «файгист» Леонид Утесов более достоверно описал это учебное заведение в автобиографической книге «С песней по жизни». В училище, по его воспоминаниям, существовали драматический кружок, хор, состоявший из шестидесяти мальчиков, симфонический оркестр и оркестр щипковых инструментов. Вот как описывает Утесов постановку эстетического воспитания в училище: «Ученические вечера, любительские спектакли, выступления хора и оркестра устраивались охотно и часто. Руководившие этим педагоги нередко проявляли подлинный энтузиазм ... Директор училища действительный статский советник Федоров был композитором и отличным пианистом. Его опера «Бахчисарайский фонтан» шла в одном из провинциальных театров». Кроме того, в 1896-1902 годах профессор А.Ф. Федоров был одним из редакторов ежедневной газеты «Театр», а в 1902-1904 годах издавал «Вечернюю и театральную газету», в которой освещались общественная жизнь, наука и искусство. Сам Утесов пел в училищном хоре, играл в оркестре на скрипке и участвовал в любительских спектаклях.

Медаль Всемирной выставки в Париже в 1900 году, присужденная Одесскому коммерческому училищу Файга.Медаль Всемирной выставки в Париже в 1900 году, присужденная Одесскому коммерческому училищу Файга.Весной 1900 года на проходившей в Париже Всемирной художественно-промышленной и земледельческой выставке среди 80 тысяч экспонентов из пятидесяти государств было и одесское коммерческое училище Г.Ф. Файга. За представленные в разделе «Воспитание и образование» материалы, характеризующие постановку учебно-воспитательного дела в училище, ему была присуждена бронзовая медаль.

Ее автор - известный французский медальер Жюль Шаплен (1839 -–1909). Рисунок медали, диаметр которой около 64 миллиметров, исключительно пластичен и выразителен. На лицевой стороне под нависающими ветвями дуба - символа вечности и могущества - голова олицетворяющей Французскую республику молодой женщины во фригийском колпаке. В центре поля обратной стороны медали изображены парящие аллегорические фигуры, олицетворяющие величие Знания и Славы. В правой руке крылатой женской фигуры – лавровый венок как достойная награда победителю и пальмовая ветвь как символ первенства. В левой руке другой парящей фигуры – горящий факел как символ знания. По кругу медали надпись на французском языке: «Всемирная выставка». Внизу выбито: «Коммерческое училище Файга в Одессе».