«Собор Парижской Богоматери» в Одесской Держдраме
Виктор Корченов
Второй год существовала Держдрама, как тогда назывался Одесский государственный украинский драматический театр. Он был основан в 1925 году по постановлению Наркомпроса УССР об открытии Укргостеатров в Одессе, Екатеринославе и Полтаве.
Держдраме, фактически первому стационарному украинскому театру в Одессе, было предоставлено помещение драмтеатра имени Шевченко, размещавшегося тогда на улице Греческой 46, где еще до революции находился старый Русский театр.
Для создания постоянной труппы первоначально предполагалось реорганизовать коллектив существовавшего с июня 1924 года Рабсельтеатра, выступавшего в рабочих клубах и на селе под названием «Одеський украiнський робiтниче-селянський театр-майстерня iм. Iвана Франка». Впоследствии, однако, была сформирована совершенно новая труппа, в которую привлекли лучшие силы украинской сцены.
В репертуар сезона 1926 – 1927 года, наряду с пьесами зарождавшейся советской драматургии: «Фея горького миндаля» Ивана Кочерги, «Розовая паутина» Я. А.Мамонтова, «Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова, «Любовь и дым» И. Д. Днипровского, «Учитель Бубус» А. М. Файко были включены не только новинки европейской драматургии, но и постановки русской, украинской и зарубежной классики: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Пошились у дурнi» М Л.Кропивницкого, «За двома зайцями» М. П. Старицкого, «Гайдамаки» Т. Г. Шевченко, «Хозяйка гостиницы» Гольдони, «Мещанин-дворянин» (под таким названием шла тогда пьеса «Мещанин во дворянстве») Мольера, «Мораль пани Дульской» Запольской.
Большим творческим достижением была инсценировка романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» в переводе на украинский язык Ивана Микитенко,приглашенного в театр на должность заведующего литературной частью.
Постановку спектакля, премьера которого состоялась 2 декабря 1926 года, осуществил В. Б. Вильнер, бывший режиссер московского театра Корша, одновременно с работой в Держдраме занимавшийся также постановкой на Одесской кинофабрике ВУФКУ картины «Беня Крик» по сценарию Исаака Бабеля.
Почти сорок лет спустя народный артист СССР В.С.Василько, в те годы художественный руководитель театра, отозвался о Вильнере как о режиссере «большого мастерства и культуры». Музыку к спектаклю «Собор Парижской Богоматери» написал заведующий музыкальной частью театра Ю. Ю. Губарев. Декоративное оформление было выполнено по эскизам московского художника Б. Р. Эрдмана, впоследствии – заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Театральные критики были единодушны в своей оценке постановки. Вот, например, какую рецензию поместил в пятом номере за 1926 год журнал «Театральний тиждень»:
«Мрачная тяжесть позднего средневековья. Париж, придавленный террором инквизиции. Всесильная, мертвящая рука католической церкви. Нищая, серая жизнь народа. Грязные, серые одеяния жителей. Даже уходящая ввысь готика прочно прикреплена к земле. И самый собор – убежище веры, ставшей суеверием, и порока, становящегося преступлением. Замысел постановщиков получил исчерпывающее осуществление...»
29 марта 1928 года состоялось юбилейное пятидесятое представление «Собора Парижской Богоматери». Со дня премьеры и на протяжении всего периода пьеса имела огромный успех у зрителей. Красноречивее любых рецензий об этом говорит тот факт, что ко дню своего юбилея она выдержала больше всего представлений, на спектаклях побывало максимальное количество зрителей – свыше 43 тысяч человек.
Успех пьесы во многом зависел от прекрасной игры актеров. Бессменными исполнителями главных ролей были Юрий Шумский, заслуженный артист республики Иван Замычковский, Лидия Мациевская, Елизавета Хуторная, Юрий Красноярский, Борис Чернов, Екатерина Осмяловская и другие.
В 1936 году Иван Микитенко в статье «В хвилини спогадiв» в книге «Десять рокiв Одеського театру революцii» писал:
«Пам’ятаю виставу «Собор Паризькоi Богоматеpi»... В цьому спектаклi прекрасно показала себе молода талановита актриса Катерина Олександрiвна Осмяловська, що виконувала роль Есмеральди.
Це був зворушливий, зогрiтий великою внутрiшньою теплотою образ, до якого схилялись всi симпатii глядача. Не можу забути, як слiдом за Есмеральдою по сценi бiгала чудова бiла кiзка. Осмяловська привчала ii вiдгукуватись на свiй голос. Ю. В. Шумський, з властивою йому майстернiстю, виконував у цьому спектаклi роль Клода».
В память о юбилейном пятидесятом представлении «Собора Парижской Богоматери» были изготовлены жетоны, на лицевой стороне которых – стилизованное изображение готического портала главного входа в Нотр-Дам, надписей: «Собор Париз. Богом.» и «Одеська Держдрама», а также римская цифра «L» (пятидесятый спектакль).
На обратной стороне гравировались фамилии актеров и всех тех, кто был причастен к воплощению на сцене бессмертного творения Гюго.