colontitle

Память переносит в 13 мая 1934 года. В этот день, по доносу, за написание одного стихотворения, был арестован Осип Мандельштам.

Поэт понимал, что эпиграмма на Сталина может привести его к гибели. Но он был поэтом, написав, читал знакомым и в результате из 15 слушателей кто-то один донес. Кстати, совсем небольшой процент стукачей. Но я сейчас не об этом, а о стихотворении...

Сегодня эту эпиграмму знают многие, но представьте, какое впечатление она производила в 1934 году и на слушателей и на ее героя.

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит и полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычит,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз,
Что ни казнь у него - то малина,
И широкая грудь осетина.

Из стихов о Сталине можно составить тома потяжелей Библии - верноподаннических, барабанных, героизирующих, развенчивающих. Но мне кажется, что 16 строк Мандельштама остались лучшим портретом этого человека, в котором восточный деспот соединился с коммунистическим доктринером, всезнайкой, "большим ученым".

Есть сведенья, что и "Самому" стихи понравились. Поэтому Мандельштама в тот раз не казнили.

Но я сейчас не о судьбе поэта. Меня волнует, что из года в год пропаганда воскрешает Сталина. И в России, и в Грузии, и в Украине появились люди, готовые простить уничтожение миллионов ради повышения ВВП, ждущие "сильной руки".

Оправдыватели Сталина толкуют о превосходном менеджере, забывая, что деспота, убийцу должно судить за его преступления против человека.

Нужно отказаться от мифов о добрых коммунистических вождях . Иначе мы из раза в раз будем наступать на те же грабли.

Мне показалось, что день ареста поэта за написанную им эпиграмму -хороший повод, чтоб еще раз сказать - бойтесь сталинистов.

Предвижу, что не все со мной согласятся. И вспоминаю слова Достоевского - я не рубль, чтоб всем нравиться. Но может кого-то подвигну задуматься.