Мифы старой Одессы. Виктор Рисович
Сегодня во Всемирном клубе одесситов открылась выставка известного одесского художника Виктора Рисовича. Виктор Рисович – художник-романтик. Его картины - это поэтические образы улиц, спусков, уютных уголков старой Одессы, пронизанные светлой грустью по прошлому Одессы. Одесса Виктора Рисовича мифологична – в его работах присутствуют образы и виды Одессы, которых не было и нет в реальности. У Рисовича был свой взгляд на архитектуру нашего города; особенно художник любил старую Одессу, ее историю.
По словам историка и краеведа Олега Губаря, друга Виктора Рисовича, его род начал свое происхождение в Одессе со времен Ланжерона. «Это был один из самых светлых людей, с которыми мне довелось встречаться. Это был очень противоречивый человек, ему одновременно были свойственны аскетизм и жизнелюбие. Он мог выпить и тут же вспомнить о не исповеданном грехе и убежать его замаливать».
Евгений Голубовский: «Я рад, что наша с Натальей Рябовой идея реализовалась. Рисович относится к художникам-нонконформистам, обычно нонконформисты ассоциируются с кубизмом, но Виктор Рисович совсем другой – он более либерален, его творчество несет в себе элементы декоративизма; это был интеллигентный, мягкий, глубоко верующий в Бога человек, что ощущается во всех его работах. У него присутствуют два цикла работ: первый посвящен его любимой старой Одессе, второй - тяжелым воспоминаниям детства - оккупированной Одессе. Эта серия не была такой романтичной, как основная часть его работ».
Анна Стреминская, давний друг семьи Рисовичей, подчеркнула, что Виктор Рисович не принадлежал своему времени. Он был очень европейским человеком и любил подчеркивать свою европейскость в своем внешнем виде и в своих вкусах. Он постоянно находился в духовном поиске, увлекался индийской философией, но, в конечном итоге, стал глубоко православным человеком. В его доме было много икон, и он всегда говорил о Боге. При этом он смог сохранить детскость и непосредственность в восприятии мира до последних своих дней.
Друг и коллега Виктора Рисовича, Михаил Черешня: « В то время были распространены подпольные квартирные выставки, которые Рисович устраивал и в своей квартире тоже. Перед советским художником стояла сложная задача – писать что надо, но делать это хорошо. На квартирных выставках, в основном, выставлялись художники, выполняющие формальные задачи. У Рисовича не было формального поиска – он делал всё искренне. Сезанн говорил, что он хочет «выразить свое маленькое ощущение». В работах Рисовича есть его маленькое ощущение – то есть душа».
Выставка будет работать до конца июня.