colontitle

Одесса по-прежнему – с джазом!

Виолетта Cкляр

С 21 по 23 сентября в Одессе во второй раз проходил международный джазовый фестиваль «Odessa JazzFest», проводимый под патронатом губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука и при поддержке управления культуры и туризма облгосадминистрации. Арт-директор фестиваля известный джазовый музыкант и композитор Юрий Кузнецов обещал, что в программе будут как имена всемирно известных легенд джаза, так и молодых джазменов. И обещание свое он сдержал: в фестивале приняли участие музыканты из 11 стран мира, больше половины из которых впервые выступили в Украине. Одесситы и гости города могли слышать их композиции не только в большом зале Одесской филармонии, где проходило основное фестивальное действо, но и в клубе-ресторане «Бернардацци», пространство которого было отведено под импровизации джем-сешн.

Поэзия и рояль.

В каждом фестивальном составе этого года присутствовал сильный пианист, поэтому можно сказать, что на этот раз акцент был сделан именно на пианизме. С фортепианной музыки начался и первый день «Odessa JazzFest – 2012». За рояль сел сам Юрий Кузнецов, а к микрофону подошла не певица, как можно было ожидать, а победительница поэтического фестиваля «Пушкин в Одессе» Александра Велич. Под импровизации пианиста Саша проникновенно прочла свое стихотворение «Гений», посвященное ушедшей от нас в этом году джазовой певице Татьяне Боевой... Юрий сообщил, что в ноябре состоится отдельный концерт, посвященный памяти блистательной одесситки, а также рассматривается вопрос о присвоении ее имени одной из одесских музыкальных школ.

Приветствуем, пан Збигнев!

Слушателей первого дня потрясло выступление легендарного польского джазмена 73-летнего Збигнева Намысловского с его квинтетом, работающим в стиле хард-боп. Входящий в состав ансамбля известный польский джазовый пианист Славомир Яскулке, правда, в Одессу не приехал, но молодой его коллега – 17-летний Гжегож Тарвид – нисколько не разочаровал, наоборот, очень понравился и техникой, и ясным джазовым мышлением. Ученик всемирно известного джазового пианиста Анджея Ягодзиньского, музыкальный вундеркинд с 13 лет принимает участие в престижных пианистических конкурсах и становится их победителем. Одесса, известная любовью к пианистам, награждала Тарвида за импровизации даже более горячими аплодисментами, чем самого пана Збигнева за соло на саксофонах или его сына Яцека Намысловского, играющего на тромбоне. Энергия хард-бопа, этнический мелос народных польских песен плюс элементы фри-джаза, европейская элегантность существования на сцене – вот слушал бы и слушал, никакого пресыщения...

Немного экзотики. как же без нее?

Несколько в стороне от джазовой тенденции оказались грузинско-украинский проект «Asea Sool» с вокалисткой Атиной Корнелиус и вокальный квартет из Южной Африки «Soweto Entsha», но и эти составы обрели в Одессе своих поклонников. Грузинские музыканты уже попробовали свои силы на джазовом фестивале в Коктебеле, а голосистые зулусы начали свою карьеру совсем недавно и спонтанно: пунктом отсчета на пути к успеху стало их выступление в пригороде Йоханнесбурга, где в июле 2008 года их услышал французский продюсер и... пригласил в Париж. И понеслось! Они выступали на открытии Кубка мира FIFA, на сцене «Casino de Paris», принимали участие во всемирно известном шоу «African Footprint» и престижном «Edinburg Festival Fringe». На очереди – выход их первого CD. А что касается собственно джаза, Лвази Зулу, Моргана Нджобо, Зензеле Мтетву Думисани и Сбусисо Ксулу, впервые их приобщил к этой музыке именно Юрий Кузнецов, пригласив на джем-сешн и объяснив, как происходит процесс спонтанной импровизации. Так что не исключено, что творческий рост группы продолжится в области джаза.

Антон Иванович больше не сердится

Впервые в Одессе свой новый совместный проект представлял номинант на премию Grammy немецкое трио «Klazz Brothers» и певица, пианистка Мария Маркезини – эффектная рыжеволосая итальянка греческого происхождения. Опять-таки здесь был пианизм на грани фантастики, причем сама Мария Маркезини периодически садилась рядом с пианистом коллектива Бруно Бёмером Камачо и вплетала в импровизации темы европейской классической музыки (название коллектива и состоит из первых слогов слов «классика» и «джаз»). Наверное, все классики были немножко джазменами в душе, и подобные проекты это просто выявляют – очень тактично и впечатляюще. И попытка сочетать гармонии Баха с джазовым мышлением, так рассорившая героев старого советского фильма «Антон Иванович сердится», более не вызывает творческих споров.

Как сделать семь шагов к раю?

Швейцарское трио «VEIN» в составе братьев Арбенц (Михаэль – пианист, Флориан – ударник и лидер коллектива), а также контрабасиста Томаса Ленца, явил нам эффектный поток музыкального сознания в стиле пост-боп. Поразила оригинальнейшая интерпретация «Summertime» Гершвина (казалось бы, что еще тут можно придумать?!), а композиция «7 Steps to Heaven» и вправду оказалась семью шагами к слушательскому раю... Публика была вынуждена постоянно «работать» – прислушиваться к тембровым нюансам, следить за логикой музыкальных высказываний, а ведь за этим, собственно, и идут на джазовый фестиваль.

Джазовые звезды сразу трех стран Европы – Австрии, Болгарии и Франции – входят в состав проекта «Brein’s Cafе». В Украине они впервые дали концерт в новом составе: Георг Брайншмид, Антони Дончев, Марио Форте. Правда, с контрабасистом Брайншмидом мы уже знакомы, он приезжал в наш город с легендарным валторнистом Аркадием Шилклопером, а сейчас оказался в центре легкого, виртуозного, театрализованного проекта, сочетающего мотивы парижских улиц и ресторанов, классики джаза, мелодии мобильников и многое другое, щедро приправленное иронией и мастерством. Пианизм Антони Дончева (он бывал в Одессе с саксофонистом Анатолием Вапировым) мог бы стать предметом отдельной статьи, как и уникальный талант скрипача Марио Форте.

Даже не верилось, что трио в этом составе выступает на публике всего второй раз, настолько он показался сыгранным: выверен каждый акцент, каждая секунда, отведенная на искрометные импровизационные соло и совместные блестящие каденции... Брайншмид (как известно, он покинул Венский филармонический оркестр ради джазовой карьеры) в забавной шляпке не только водил смычком по струнам, но и строил гримасы, приплясывал, насвистывал, словом, получал максимум удовольствия от процесса (а настоящий джазмен и счастлив, пока играет!).

Кинорежиссерам на заметку

Восходящая звезда итальянского джаза Кекко Форнарелли со своим трио (а также новым альбомом «Room of Mirrors») и молодежный французский коллектив «Paradox» проявили стремление оставаться в русле мейнстрима, но при этом сочетать все возможное, помогая себе использованием электроники. Оба коллектива словно созданы для работы в кинематографе, видеоряд к их поискам порой кажется просто необходимым. Классный пианист Форнарелли, собственно, и признался, что альбом задумывался им как череда маленьких кинозарисовок, навеянных жизненными ситуациями и впечатлениями. Бас-гитарист Кенни Руби, к сожалению, не смог в полной мере продемонстрировать эксперименты на клавишных (бывает, электроника тоже подводит), но с бас-гитарой в руках сорвал немало аплодисментов. Древний африканский язычковый инструмент санза (по виду напоминает мышеловку, по звучанию – клавесин), повторявший один и тот же мелодический оборот, умело использовался ударником Нико Ражао, который, впрочем, произвел бы впечатление и без санзы, а саксофонист Рафаэль Дюмон, бесспорно, еще достигнет пика известности, начало карьеры у него – многообещающее. В 2007 году этот коллектив победил в Национальном конкурсе молодых талантов на джазовом фестивале в городе Вьене (Франция), а в Одессу приветствовать ребят приехал сам Посол Франции в Украине Ален Реми, который вышел для этого на сцену филармонии.

Два мастера – два рояля

Роскошным завершающим аккордом фестиваля стало совместное выступление двух знаменитых одесских джазовых пианистов – Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Ученик известного педагога Людмилы Гинзбург Сергей Терентьев за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть и в Московском джазовом оркестре, и в Одесской филармонии, преподавал в консерватории имени Падре Аикюнно в испанском Сопере. Его сдержанный, лирический, классический подход к музыке стал визитной карточкой музыканта. Первым из советских исполнителей Терентьев совмещал в одном концерте классический и джазовый репертуар. По собственному признанию Сергея, любовь к джазу у него в крови, хотя по своей манере игры он всегда был неким антагонистом другого одесского маэстро – Юрия Кузнецова. Их совместные концерты всегда становятся событием! Не стал исключением и последний фестивальный вечер.

А после этого на сцену вышли все музыканты, игравшие в последний вечер, и устроили незабываемый джем-сешн. Остается нетерпеливо ожидать феста в следующем году: ну что же еще приготовят для одесситов организаторы?..

В торжественной обстановке на сцене филармонии был вручен «Знак Почета» Одесского городского головы директору фестиваля Наталье ЭртновойВ торжественной обстановке на сцене филармонии был вручен «Знак Почета» Одесского городского головы директору фестиваля Наталье Эртновой Особый подарок для арт-директора Юрия Кузнецова – портрет работы Юлия ГальперинаОсобый подарок для арт-директора Юрия Кузнецова – портрет работы Юлия Гальперина Грузия-Украина: «Asea Sool»Грузия-Украина: «Asea Sool» Квартет из Южной Африки «Soweto Entsha»Квартет из Южной Африки «Soweto Entsha» Збигнев и Яцек НамысловскиеЗбигнев и Яцек Намысловские «Klazz Brothers» и Мария Маркезини«Klazz Brothers» и Мария Маркезини Бруно Бёмер КамачоБруно Бёмер Камачо Флориан Арбенц – лидер «VEIN»Флориан Арбенц – лидер «VEIN» Михаэль АрбенцМихаэль Арбенц Томас ЛенцТомас Ленц Антони ДончевАнтони Дончев Георг БрайншмидГеорг Брайншмид Марио ФортеМарио Форте Кекко ФорнареллиКекко Форнарелли Сергей ТерентьевСергей Терентьев Юрий КузнецовЮрий Кузнецов Посол Франции в Украине Ален РемиПосол Франции в Украине Ален Реми «Paradox»«Paradox»