Исаак Эммануилович Бабель
Евгений Голубовский
Родился 1(13) июля 1894 года в Одессе, на Молдаванке, в семье мелкого предпринимателя. Усилиями краеведа А.Розенбойма удалось установить, что родился Бабель в доме бабушки по материнской линии Хаи-Леи Мозес, хозяйки лавки «Торговля овсом и сеном на Дальницкой, 21. Семья Бабеля прожила там чуть больше года, его отцу предложили работу в Николаеве. В 1905 году И.Бабель с родителями возвращается в Одессу, живет у сестры матери, зубного врача, по адресу Тираспольская, 12, кв.3.
Лишь спустя два года Эммануил Исаакович Бабель, одесский представитель известных зарубежных компаний по производству сельхозмашин, купил квартиру на Ришельевской, 17, где Исаак Бабель жил и до революции, и после, последний раз побывав в этой квартире в 1924 году, когда приехал на похороны отца и передал ключи от квартиры одесскому журналисту Л.Борину. Именно тогда Исаак Бабель написал в письме другу: «Одесса мертвее, чем мертвый Ленин».
Вернемся к биографии писателя. В 1905 году Бабель поступал в Одесское коммерческое училище имени Николая Первого, по оценкам преодолел «процентную норму», установленную для евреев, но не был принят (система взяток в Одессе существовала и тогда). За год домашнего образования прошел программу двух классов, кроме обязательных дисциплин изучал Талмуд и занимался музыкой. Со второго раза поступил в училище, закончил его, тогда же выучил французский язык, которым владел настолько свободно, что первые рассказы писал по-французски (они не сохранились). Затем Бабель учился в Киевском институте финансов и предпринимательства. В Киеве опубликовал в 1913 году свой первый рассказ «Старый Шлойме» в журнале «Огни».
Известность к Бабелю пришла тогда, когда он переехал в Петроград. Свои рассказы молодой автор отнес в 1916 году А.М.Горькому. Тому они понравились, и он тут же напечатал их в своем журнале «Летопись». Правда, иного мнения была цензура. За рассказы, опубликованные под псевдонимом Баб-Эль, их автор был привлечен к уголовной ответственности по статье 1001 (это не «Тысяча и одна ночь», а статья… о порнографии).
А.М.Горький, с которым Бабель подружился на всю оставшуюся жизнь, предложил начинающему писателю скрыться – «пойти в люди». Бабель переменил ряд профессий, был призван в армию. Осенью 1917 года из армии ушел и поступил на работу в петроградскую ЧК, в иностранный отдел, и все, что видел, стало материалом для рассказов и очерков, которые печатал Максим Горький в оппозиционной к большевикам газете «Новая Жизнь».
Бабель возвращается в Одессу, работает выпускающим в типографии, много пишет, в 1920 году с рекомендацией М.Кольцова становится бойцом и корреспондентом (псевдоним – К.Лютов) в Конной армии. Возвращается в Одессу и начинает публиковать новеллы из будущих книг «Конармия» и «Одесские рассказы». Но всесоюзная известность к Бабелю приходит тогда, когда В.Маяковский берет его рассказы и публикует в журнале «ЛЕФ». В Москве выходят книгами «Конармия» и «Одесские рассказы». В течение двух-трех лет Бабель становится одним из самых известнейших писателей, его переводят на все европейские языки. Негативную оценку «Конармии» С.Буденным парирует М.Горький: «Буденный оценивает творчество Бабеля с высоты кавалерийского седла».
В 30-е годы И.Бабель первым в советской прозе пишет трагический рассказ о коллективизации «Колывушка», где рисует голод на Украине, обнищание села, его духовное вырождение. В те же годы он пишет пьесы «Закат» и «Мария», работает над книгой рассказов о ЧК, изъятой позднее при аресте. Сохранился лишь один из рассказов- «Фроим Грач», моральный приговор новому режиму.
В мае 1939 года писатель арестован. Обвинение стандартное – антисоветская пропаганда и так далее – все, вплоть до замысла покушения на Сталина. Подписав протоколы допросов под пытками, на последнем допросе Бабель отказывется от всех своих «показаний». Это не помогло. 27 января 1940 года И.Э.Бабель был расстрелян. Рукописи писателя, унесенные чекистами, до сих пор не обнаружены.
Книги Исаака Бабеля вернулись к читателю во времена «оттепели», когда с предисловием Ильи Эренбурга в Москве вышел его том «Избранное». А недавно в Москве вышел четырехтомник Бабеля, опровергающий легенду о том, что этот писатель оставил «маленькое литературное наследие».