colontitle

Журнал "Одесса" 02'96

ул. Авангардная

Авангарду - авангардово...

Крайне субъективные заметки о фестивале современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки",
Одесса, 12-14 апреля 1996 г. Центр украинской культуры (Ришельевская, 9а).

...Мне не хватает органа восприятия, чтобы понять, почему художественным выражением вдохновенной души должны служить треугольники вместо носа... Ленин от души расхохотался: "Да, дорогая Клара, ничего не поделаешь, мы оба старые. За новым искусством нам не угнаться, мы будем ковылять позади.

К.Цеткин "Воспоминания о В.И.Ленине в 5-ти томах".

Женские головы в птичьих клетках вместо шляпок...

Женские шляпы невообразимых форм на странных, почти птичьих головах...

Женские лица и мужские - неопределимо - где чье...

Лица людей: злобные - этих меньше, озабоченные - этих почти нет, отрешенные - этих большинство. Глаза зонтиком, глаза - внутрь себя. Глаза в неведомых мирах...

ТАК ЭТО ВЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?

Ваше дело. А это - жизнь. Странные звуки и странные цв'еты (или цвет'ы). И это совсем не цветы зла. Тот, кто зол, - всегда глух. Не как Бетховен. Как тот, кому ощущение звука не дано от рождения -впрочем, что я могу знать об этом?

Ощущение звука - как ощущение жизни. Ощущение цвета и света. Каждый звук имеет свой запах. Свой объем. Свое время - пространство.

"ГАРМОНИИ МИРА" - год рождения 1981. Место рождения - г.Одесса. Состав: С.Шольц (в-ч), Н.Литвинова (1 скр.), Л.Пискун (2 скр.), И.Комарова (альт).

ВЫ СЕБЕ ЭТО ПРЕДСТАВИЛИ ТАК?

И снова - волна Неведомого. Звучание тишины - больше, чем ощущение звука. Просто она дышит... И в ней рождаются звук и цвет и - Божественная пауза, которая сама - Звук...

ЭТО ВЫ ТАК СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ?

...Когда далеко за полночь, и глаза уже устали смотреть, а уши - слушать, когда сон - почти явь, а явь - нечто далекое, принадлежащее иному миру - тогда рождается обостренность ощущения видимого и слышимого. Тогда, кажется, наступает момент Истины... И хочется приблизиться и понять...

...Но это тоже проходит.

ПАВЛО ДЛЯБОГА. Швейцария, дирижер. Профессор. Член правления Международной гражданской органи-зации "Ассоциация новой музыки". Бессмертный переводчик на обоих (1995 и 1996гг.) фестивалях "Два дня и две ночи новой музыки". Настоящий казак.

ПРЕДСТАВИЛИ?

А теперь - забудьте. У каждого это по-своему.

...А вы знаете, как выглядит "подготовленный рояль"? И как на нем играют?

...А как может нежнейшая (по классикам) флейта - рычать? Слышали?

...А как из человеческого горла рождаются нечеловеческие (и вообще, кстати сказать, - внеземные) звуки? Можете вообразить?

...А вздох и трепет восхищения, и изумление, и восторг - нет? Не ощутили? Восхищение тем высочайшим искусством, которое есть - ИГРА?

И тем, что есть люди, которым доступно то, что недоступно любому всякому - просто тебе?

ТЫ - ПОНЯЛ МЕНЯ.

"...Есть много, друг Горацио, на свете..." - далее по тексту. Все эти жалкие мои "инсталляции", а также и "перфомансы" - о фестивале "Два дня и две ночи новой музыки". И вот интересно,что бы было, если бы родись, не дай Бог, Кармела Цепколенко, скажем,в какой-нибудь Калуге? Или, Боже упаси! - где-нибудь в Мюнхене? Кто из нас, сирых, жителей бывшей музыкальной столицы, удостоен был бы узреть то, что дано было ему нынешним апрелем?

(Кстати, предупрежден читатель - заметки-то - субъективные... То-то!)

Все мы в той или иной мере косны и серы. И тому есть причины, не от нас зависящие (смотри эпиграф). Например, большинство моих знакомых, среди которых, кстати, немало людей образованных и культурных, считают "авангард" - словом ругательным. Более того, этим словом обзывают все, что непонятно, на всякий случай. (Впрочем, для кого и Шостакович - авангард, исключая "Песню о встречном", разумеется). И что удивительно - мягкие, очень вежливые в миру люди начинают рычать и плеваться, что твои павианы, заслышав нечто вроде "шпрехштимме" (извините, слово иностранное, обозначает нечто среднее, точнее, качественно новое, между собственно пением и мелодекламацией).

К чему это все? К тому, что мы - т.е. наше молодое государство - входим в огромную семью культурных европейских народов (как любезно и красиво "спичнул" на пресс-конференции украинский швейцарец - швейцарский украинец). Или к тому, что это искусство сегодня таки в состоянии воспринимать некоторое количество наших граждан, задранных инфляциями и купоно-баксами? Или к тому, что искусство - если оно Искусство - вне зависимости от языка - доступно любому, кто в состоянии воспринимать Его?

КАРИН ЛИВАЙН. Германия, флейта. Свободный музыкант. Играет на всех видах флейт. Еще и поет. И показывает фокусы. Не только музыкальные. Уникальна. МАСТЕР.

Да нет же. Все это - о людях, которым есть что сказать. И они не желают больше писать в стол, играть для себя, строить свой маленький бизнес, семьей отдыхать на Багамах или, скажем, носить малиновые пиджаки (хотя,отчего же и не малиновые?).

О людях, которые хотят не только для себя. Для которых имя Города - не только название места, где живешь. И люди Города - не только те, с кем здороваешься на улицах.

И еще раз - все, что рождается в этом Городе, все, что способно жить, - это только его люди. И только. Это - Кармела. Это - Саша Перепелица. Это - Аня Морозова. Которые сделали это. Растормошили спящих, разбудили болото, заставили слушать и видеть. Заставили раскрыть глаза и уши.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ "ТУСОВКА" - а как же без нее. Было тесно, жарко, потно, плотно и стоя. Впрочем, этим удалось сесть. Нетипичны. большинство стояло.

На фанатах держится этот Город. На тех, кто знает пользу свою...

"Из десяти девять не знают отличия тьмы
от света, истины от лжи, чести от бесчестия, свободы от рабства, такоеж не знают и пользы своей".

Трифилий, раскольник.
(Цит. по книге. А. и Б. Стругацких "Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя").

И.Д.

"ГАРМОНИИ МИРА" - год рождения 1981. Место рождения - г.Одесса. Состав: С.Шольц (в-ч), Н.Литвинова (1 скр.), Л.Пискун (2 скр.), И.Комарова (альт).

ПАВЛО ДЛЯБОГА. Швейцария, дирижер. Профессор. Член правления Международной гражданской органи-зации "Ассоциация новой музыки". Бессмертный переводчик на обоих (1995 и 1996гг.) фестивалях "Два дня и две ночи новой музыки". Настоящий казак.

КАРИН ЛИВАЙН. Германия, флейта. Свободный музыкант. Играет на всех видах флейт. Еще и поет. И показывает фокусы. Не только музыкальные. Уникальна. МАСТЕР.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ "ТУСОВКА" - а как же без нее. Было тесно, жарко, потно, плотно и стоя. Впрочем, этим удалось сесть. Нетипичны. большинство стояло.


 к путеводителю по "Одессе" №2, 1996