colontitle

Журнал "Одесса" 02'96

ул. Мясоедовская

BURDA-KUCHEN

Мы, конечно, любим очень
Баклажанную икру
Если нет прохожих, ночью,
За окно выбрасывать.

Частушки-нескладушки.
Одесская команда КВН (1970)

p75Существует мнение, что лучшие кулинары - мужчины. Не все женщины с этим согласны, но сейчас мы приведем несколько примеров, которые убедят их в правоте этого суждения.

Помните, каким сюрпризом для всех нас стало обретение второго и, как оказалось, истинного лица знаменитым певцом Андреем Макаревичем. Выяснилось, что он тонкий гурман, мастер ножа и поварешки. Одним словом - "Смак".

Известный историк, автор многих серьезных трудов профессор В. Похлебкин более всего гордится своими книгами, содержащими редкие кулинарные рецепты.

И кто бы мог подумать, что блестящий интеллектуал, мастер "Брейн-ринга" и "Что? Где? Kогда?" наш земляк Борис Бурда обладает еще и недюжинными поварскими знаниями!

С сегодняшнего номера мы начинаем знакомить вас с этой гранью его творчества.

Вообще говоря, готовить это блюдо вне Одессы не умеют. В очень приличном новосибирском ресторане недавно попробовал тамошний вариант. Отварили баклажан, пропустили через мясорубку, посолили, поперчили - и вперед! Я даже в телеинтервью умолял новосибирцев больше так это не готовить или хотя бы баклажанной икрой не называть. Даже подробно рассказал им, как надо, но надежды мало - сибиряки народ упорный. А у нас все-таки еще помнят, как ее готовить. Власти, конечно, десятилетиями делают что могут, чтобы освободить нас от векового проклятия народов - бессмысленной привычки ежедневно что-то есть - но пока не выходит.

Баклажанная икра, по странному совпадению, готовится именно из баклажанов. Вот воспетого Ильфом и Петровым фальшивого зайца готовят без всякого зайца (кстати, тут ошиблись классики - блюдо это вовсе не вегетарианское, а этакая здоровенная котлета из рубле ной свинины пополам с хлебом, картошкой, луком и яйцом, а придумали его в Западной Европе не потому, что там мяса не было, а потому что дичь есть имели право только дворяне). А в баклажанной икре баклажаны можно заменять только синими, да и то потому, что это одно и то же. Название это явно выдумал какой-то дальтоник - баклажаны не синие, а фиолетовые. Овощ этот, кстати, в национальном плане весьма не безупречен - известный знаток кулинарии В.В.Похлебкин утверждает, что ни в одном украинском национальном блюде их и духа нет, ибо считались "бусурманским овощем". Действительно, пришли они в наши края из Турции. Тем не менее рискну - вроде пока еще не запретили.

Настоящий сезон для икры, конечно, в августе-сентябре. Но и сейчас вполне можно себя побаловать - спасибо нашим бывшим землякам, еще недавно буржуазным сионистам. Умудряются выращивать на совершенно голых песках по пять урожаев чего хочешь в год и так запугали Европу, что та отгородилась от израильских овощей чудовищными пошлинами, вследствие чего кое-что и нам перепадает. Какое счастье, что Израиль не расположен на территории Одесской области с ее черноземами - небось, все огородники мира пошли бы дружными рядами на паперть... Тем не менее синие для икры надо выбрать - лучше вытянутые, чем круглые, чтобы лучше пропекся, и никакой прозелени - сказано "синие", значит, пусть будут полностью фиолетовые! Возьму штучки три - как раз и разметут за один раз.

Где "синенькие", там и "красненькие" - в икру на один средний баклажан идет один средний помидор. Овощ этот тоже недавний - еще в прошлом веке их выращивали только в горшках на окнах для красоты, ибо считали, что такой яркий плод не может не быть смертельно ядовитым. Сохранился рассказ, что во время англо-американской войны за независимость английский шпион даже отравил помидорами генерала Вашингтона, прокравшись на должность генеральского повара. Отравил и зарезался собственным орудием производства, так как решил, что генерал вскорости скончается в муках, а значит, и ему карачун придет. Так что если, будучи в Ростове, увидите там в подземном переходе в самом центре города, как Петр Великий обозревает плоды донской земли, в числе которых корзины с помидорами - даже не спрашивайте, что у художника стояло в аттестате по истории. Западные люди помидоры чистят, да еще и семечки удаляют. Как по мне - это же самое вкусное! Почистить - куда ни шло, если не лень. Можно просто достаточно мелко порезать. И никакой тепловой обработки!

В отличие от баклажан - те следует испечь. На среднем огне, на сковородке потяжелей, закрыв крышкой, на подсолнечном масле. Минут 15 - до мягкости, чтоб лопнули, а потом пусть еще постоят, малость остынут. Потом очищу от кожицы, точней, разрежу ножом и вы гребу ложкой мякоть. Некоторые при этом еще сок из печеного баклажана выдавливают и выливают, всерьез утверждая, что "в нем же синильная кислота!". Если это так, то мой личный опыт убеждает, что синильная кислота безопасна и даже вкусна. Не занимайтесь чепухой, в икру все пойдет.

p74К баклажанам и помидорам добавляется обыкновенный сырой лук . Есть любители жареного лука в икре, но такое, пожалуйста, без меня - это, как и замена лука чесноком, вычурно и неестественно, есть в этом нездоровое эстетство какое-то... Надо быть проще. На средний баклажан - маленькая луковица. Лук режут помельче. Крупная соль, постное масло, перец - по вкусу. Все это тщательно разминается толкушкой в относительно однородную массу, но без излишнего усердия. Так, как в консервах, все равно не получится - и слава Богу!

Но сразу на стол я это не понесу - теплая икра не лучше теплой водки, а правильная температура, при которой и икра, и водка подаются на стол, примерно одна и та же. Если гости вот-вот - засуну икру в морозилку и подержу там, пока не остынет. Варварство, конечно, - но только с точки зрения термодинамики и экономики. А вообще, икру достают на стол из холодильника. Как есть - ваше дело: как закуску перед первым блюдом, как гарнир ко второму, просто с хлебом (я предпочитаю белый). Но не торопясь и не жадничая - все равно не хватит, заглянешь в салатницу, а там уже только на донышке. Этого не избежать, и это неприятно, но и в этом есть какая-то своя прелесть. Особенно, если на глазах у гостей-прибалтов полезешь вымазывать остатки хлебной корочкой, но не так, как они - пока никто не видит - а у всех на глазах. Пусть осуждающе поперемигиваются, а в душе-то пусть пожалеют о том, что самое вкусное утащили на глазах из-под носа. И правильно - блюдо это наше, одесское, и готовить и есть его следует по-одесски - изобретательно, увлеченно, но без особого чувства меры и утонченности вкуса. Немножко некрасиво, но гораздо вкуснее получается.

Борис БУРДА


 к путеводителю по "Одессе" №2, 1996