Журнал "Одесса" 03'96
ул. Торговая
Театр аукциона
Осенью прошлого года продажа с молотка двух кафе на Куликовом и трех магазинов в Черноморке принесла одесситам 10 машин "скорой помощи" и положила начало серии аукционов городской недвижимости. Сегодня бизнесмены ходят на аукционы, как на базар: задают много лишних вопросов, долго прицениваются, скупо торгуются и покупают ежемесячно от силы 5-7 недорогих объектов. Мероприятие потеряло шарм "капиталистической" экзотики, но сам процесс купли-продажи остался действом драматическим, ведь на кон ставится частная собственность.
ИЛЛЮЗИИ
Их много. Ими заражен каждый из нас, просто не каждый это замечает и продолжает взращивать вирус идеологических химер прошлого, которое долго грозило стать светлым будущим. Не стало, именно потому, что частная собственность была объявлена понятием развращающим и нежелательным. Главные бои в Одессе за чистоту понятий и новые сценарии разгосударствления ведет продавец - Представительство по управлению коммунальной собственностью горсовета.
Парадокс, но первым его противником оказался гений земляков. Фиаско Кисы Воробьянинова на распродаже мебели и блеск невидимых бриллиантов был и остается путеводной звездой многих журналистов, пытавшихся описать свои первые впечатления. То киношный Киса топорщил усы в телерекламе, то газетчики пугали читателей тугими кошельками "неславянского" происхождения, походя скупающими Одессу. Глупо, некомпетентно, но, как и раньше, жало сатиры работало во имя коллективной собственности.
К счастью, "малая приватизация" быстрее, чем "большая", доказала - святая социалистическая корова молока не дает и при капитализме. Упомянутые уже три магазина в Черноморке, купленные трудовым коллективом по дешевке благодаря госльготам, не возродились даже в летний сезон. Сферу услуг и здания (читай, саму Одессу) спасет для потомков лишь крепкий частник, которому достаются не лучшие куски - грязные подвалы, полуразрушенный фонд.
Самый грустный миф: Одесса принадлежит одесситам. В коммунальной собственности города - всего где-то треть зданий. Центральная, лучшая часть, досталась области, республике, ведомствам...
ТОВАР
Недавно в Представительство пришло приглашение на показательное шоу в модный магазин. Адрес устроители не указали, полагая, что название магазина говорит само за себя. Позже объяснения начальника Представительства Николая Шутова, что он лучше знает подвалы Молдаванки и Пересыпи, чем Дерибасовскую, фирмачи восприняли с недоверием. Но это так. Только 4 объекта, из проданных на аукционах, находятся в центре города. Соответствуют и цены: чуть больше 70 долларов за кв.метр. Однако, по мнению представителей Международной финансовой корпорации, по удельным ценам приватизируемых объектов Одесса занимает второе место после Киева.
ЛИЦИТАТОР
Вот и Дмитрий Соловейчик тоже Одессу ставит на второе после Киева место, правда, по сложности работы с покупателями. Он - лицитатор по заявкам - знает, о чем говорит: объездил всю Украину. Феномен "сложных покупателей" Дмитрий, как натура творческая (он профессиональный киевский актер и режиссер), объясняет внутренним ощущением. Ну в самом деле, не может же он заявить прямо в лоб, что аукцион - театр, покупатели - актеры, чем они поддатливей, проще, тем легче дается постановка режиссеру-лицитатору.
Темпо-ритм спектакля у Соловейчика зависит от того, что прочтет он по рукам с номерами, лицам покупателей. Для солидных предпринимателей - шекспировские страсти, для мелких оптовиков - вихрь оперетты. Но каким надо быть актером, чтобы арифметический монолог возбудил и побудил к большим тратам! Чтобы понять это, попробуйте сами с шагом в 10 процентов поднять цену в 5 тысяч раз - с 600 тысяч карбованцев до 3 миллиардов. На последнем аукционе лицитатор сделал это за 1 минуту 20 секунд.
- Трудно с одесситами, но интересно. У вас аукцион - серьезная работа, а не шоу, как во многих городах. Единственное отличие от Киева, - добавляет Дмитрий, - у нас покупатели все поголовно с мобильными телефонами, а у вас - с калькуляторами.
ПОКУПАТЕЛИ
Это отличие говорит отнюдь не в пользу столицы. "Мобильный" период Одесса пережила на начальном этапе. Это год назад высокая инфляция заставила самых "крутых" вкладывать деньги в недвижимость, просто так, без перспектив использования. Однако в нашей стране даже недвижимость теряет значение надежной сберкнижки. Человек с калькулятором городу все же больше полезен, если не в денежном смысле, то в практическом.
Сегодня все покупки продуманы и завершают этап развития того или иного бизнеса. Временно прибыльные точки - не пользуются спросом. Никого, например, не заинтересовали выставленные в июне кафешки в пляжных зонах. Обращаются в представительство, потому что кому-то нужен склад, кто-то хочет открыть новый цех, кто-то дорос до собственного офиса. Показательна "Пирожковая" на Ильфа и Петрова, ее приобрела фирма, которая поначалу занималась реализацией сельхозпродукции, потом - переработкой.
* * *
Как любая игра, на этой тоже не исключены счастливый случай, попытки шулерства, борьба нервов. Но в этой игре, в отличие от не более азартной рулетки, обязательно побеждает тот, у кого больше денег.
На аукционе категорически запрещается ходить, разговаривать, шуметь. Но самая глубокая тишина наступает, когда лицитатор, ударив по кафедре молотком и возвестив: "Продано!", приглашает победителя пройти оформить сделку. Возможно, тишина, в которой совершается кульминационный проход покупателя, объясняется простым человеческим любопытством. Но хочется верить, что в ней - подсознательное почтение к моменту рождения собственника.
Валентина МИХАЙЛОВА