colontitle

Журнал "Одесса" 03'96

пер. Чайковского

Так сплетается струнная фраза

Если бы среди горожан провели социологическое исследование задавая всего один вопрос "Кто из ныне работающих композиторов олицетворяет для вас образ одессита?" - не сомневаюсь, победителем бы стал Александр Александрович Красотов?

Элегантный, насмешливый, красивый, молодой, несмотря на отпразднованное шестидесятилетие, воспитатель одесской композиторской школы автор не только оперы "Михаил Воронцов", не только симфонических и камерных произведений, но и песен об Одессе любимых в нашем городе.

Как рождается музыка? Александр Александрович может рассказывать об этом долго стремясь выразить словами невыразимое. Композиторский труд - это ведь не только мастерство, но и очень тонкий творческий процесс, трудно объяснимый, как и всякий порыв души. Впервые Александр осознал это в тринадцать лет.

- Мы отдыхали на даче - вспоминает он, - и однажды перед сном я услышал в себе симфоническую музыку. До этого меня музыке, конечно учили, как и многих одесских детей, но я ужасно не любил играть, разучивать одно и то же. Доходило до того, что во время занятий я подводил будильник, стоявший на пианино, чтобы он прозвенел пораньше и возвестил конец моих мучений - родители следили за положенным количеством "отыгранных" часов. Занимался я в 105-й музыке учился в первой музыкальной: а потом в школе им. Столярского. Когда в моей общеобразовательной школе был создан инструментальный ансамбль, мне предложили играть на фортепиано. И музыка повернулась ко мне другой стороной - через коллективное музицирование. Мы исполняли произведения Дунаевского, Покрасса. Был в ансамбле парень, который лихо играл на аккордеоне и сочинял песни. Мне стало обидно: неужели я не смогу? Попробовал сочинять в большой тайне от родителей. Получилось.

Александр Александрович заразительно смеется, у него великолепная артистическая речь. Неожиданно звучит его признание: до двадцати четырех лет Красотов заикался, но зато когда преодолел себя, начал выступать, публично вести концерты, делая это с огромным удовольствием.

Окончательно композитор Александр Красотов сформировался в Одесской консерватории, где его учителями стали Милюкова-Сидоренко, Орфеев, Хицунов, Чирковский, Котляревский.

На вопрос: где рождается музыка, Красотов отвечает лаконично: "В Ворзельском доме творчества". Уже в течение двадцати лет композитор стремится сочинять именно там, вдали от городской квартиры, консерватории, учеников, бытовых проблем. Удачей считает Александр Александрович, когда удается прожить в Ворзеле апрель и октябрь. В нынешнем году апрель пришлось провести в Одессе, но по приятной необходимости: готовится к проведению юбилейного концерта, состоявшегося в мае в Большом зале консерватории.

И концерт поразил слушателей двумя новыми произведениями, одновременно молодыми и зрелыми, яркими и глубокими: Концертом для двух виолончелей с камерным оркестром (это было первое, премьерное исполнение) и Третьим концертом для фортепиано с камерным оркестром и ударными. На рояле играла его дочь Оля Красотова - ученица школы имени Столярского. И быть может, это было лучшим подарком в день, когда слова признания дарили Николай Огренич и Людмила Гинзбург, Анатолий Дуда и Кармелла Цепколенко и многие, многие поклонники этого артистичнейшего человека, влюбленные в него сегодня так же, как были влюблены в него 40 лет тому, 20 лет тому...

Мария Гудыма


 к путеводителю по "Одессе" №3, 1996