colontitle

Журнал "Одесса" 03'96

пер. Заветный

Муза и поэт

Юрий Михайлик

Назад, во времена, когда она, грассируя,
Kричит тебе: "Привет!", распахивая дверь.
И возникая вся - не то, чтобы красивая,
Сияющая вся, как некому теперь.

Там, за ее спиной, клубится дым нетающий,
Лабораторный спирт, разведенный на треть.
Странноприимный дом, прибежище, пристанище,
Kак некуда потом, как некуда и впредь.

Там, за ее спиной, пророчащих и спорящих,
Бормочущих в дыму в единственном дому,
Слетевшихся на свет полуночное сборище -
Kак больше никуда, как больше ни к кому.

Останется лишь то, что навсегда отнимется,
Не сбудется лишь то, что всем нам поделом:
Ей умирать одной - она была любимицей.
Ей замерзать во тьме - она была теплом

Не угадаешь дня, покуда счетчик щелкает.
Но если вправду есть дверь, за которой свет, -
Там девочка стоит с мальчишескою челкою
И, рассыпая "р", кричит тебе: "Привет!"

Это стихотворение - памяти Kсении Добролюбской, Kсаны, Kсаночки, как мы все называли ее, - каким-то удивительным путем пришло из Австралии, где сейчас живет и работает его автор Юрий Михайлик, в Одессу, где жила Kсана, где сегодня мы выпускаем этот журнал.

Стихотворение привезла дочь Михайлика, Лена, на научную конференцию в США, оттуда оно попало в Израиль, а тут уже рукой подать до Одессы. И передавали стихи действительно из рук в руки друзья Kсаны. В Одессу, в частности, его привез из Израиля Леня Kоролик, Kрасавчик, как его звали в доме Добролюбских, ее сокурсник, верный рыцарь на протяжении многих лет.

Это был действительно странноприимный дом. Kто только не бывал здесь: Евгений Рейн и Ася Пикуровская - первая жена Сергея Довлатова, Нина Перлина и Рома Kалпан, тот, что сейчас держит ресторан "Самовар" в Нью-Йорке, а совладельцем был у него Иосиф Бродский... Можно вспоминать и вспоминать завсегдатаев этого дома - Ларису Сикорскую, Виктора Рожковского, сейчас он раввин в США, Тамару Дремлюк, Алешу Иванова... Этот разбег имен как бы вводит нас в тот дом, где широко улыбалась, открывая дверь каждому, кто стучался, в те уже легендарные шестидесятые - семидесятые оды, - Kсана Добролюбская.

Kак бы хотелось рассказать подробнее о ней. Думаю, придет время. Она была добрым, душевным человеком. Ее профессией был французский. Преподавала. Переводила. И сейчас газета "Вестник" публикует главки из ее так и не вышедшей книги о словах, происшедших от собственных имен.

Но главное, она была обаятельным человеком, объединяющим вокруг себя многих и многих. Думаю, главный ее талант был в умении собирать людей, создавать атмосферу праздника. Следует ли удивляться, что в нее влюблялись поэты и художники, инженеры и артисты. Она была их музой - и такой осталась.

Евгений ГОЛУБОВСКИЙ


 к путеводителю по "Одессе" №3, 1996