colontitle

Памяти отца

И.В.Гарницкая

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё!

Е.Евтушенко

Я хочу рассказать о человеке, чей жизненный путь, во многом отражая судьбы людей его поколения, в то же время наполнен неповторимым индивидуальным смыслом существования и может служить мерилом высоких качеств, человеческих и профессиональных. Этой мой отец, Владимир Иванович Гарницкий. 12 июля этого года ему исполнилось бы 100 лет.

В.И.Гарницкий родился в 1915 году в селе Закутенцы Киевской области в семье инженера-строителя И.В.Гарницкого и преподавателя русской словесности Н.Ф.Гарницкой. Позже семья переехала в Среднюю Азию, в Самарканд. И, видимо, детские воспоминания о Средней Азии со всеми её реалиями и экзотикой, как о «земле обетованной», надолго сохранились в памяти отца. Но даже и эту землю достали щупальца террора 30-х годов. В 1937г. мой дед, И.В.Гарницкий, ведущий инженер, начальник ОКСа, был заключён под следствие по серьёзному обвинению, но позже освобождён в связи с отсутствием состава преступления. Продолжал работу строителя в низшей должности, подвергался т

равле. В 1945г. И.В.Гарницкий умер. Уже в 2007 году мой отец посылал запросы в инстанции Самарканда и добился письменного подтверждения его невиновности. В 16 лет Володя Гарницкий приехал из Средней Азии в Одессу. В 30-е годы он работал и учился на рабфаке при Одесском институте инженеров морского флота. В 1940 г. окончил ОИИМФ. Его сокурсниками были А.В.Блешунов, В.Я.Яценко, и многие другие выпускники ОИИМФ’а, специалисты, внесшие большой вклад в развитие морского транспорта на Украине.

Но молодых инженеров увлекала не только романтика морской профессии. Вспомним, что 30-ые годы это были годы покорения воздушных морских просторов «Всё выше и выше...» звучало в эфире и побуждало к поиску и новым завоеваниям.
И ряд студентов одесских вузов, в том числе и мой отец увлеклись альпинизмом, восхождением на горные вершины. Они вошли в секцию альпинизма, в которую в 1936 году организовал А.В.Блещунов.

Первый ряд,стоят, слева направо 2-ой Владимир Гарницкий Второй ряд, сидят, Слева направо 3-ий Александр БлещуновПервый ряд,стоят, слева направо 2-ой Владимир Гарницкий Второй ряд, сидят, Слева направо 3-ий Александр Блещунов

В 1940 году была организована научно-спортивная экспедиция одесских альпинистов на Восточный Памир в район пика Гармо. Эта экспедиция заняла своё место в освоении Памира и подробно описана в книге В.С.Яценко «В горах Памира». В 1966г. к 30-летию одесской секции альпинизма одесский альпклуб подарил отцу символический знак одесских альпинистов, номерную «Дельфинку» под номером «8» и “Марш одесских альпинистов”.

После окончания института отец по распределению был направлен на судоремонтный завод «Красная кузница» в Архангельске, откуда в августе 1942 года был призван в армию и сразу попал на фронт под Сталингрдом.

В составе миномётных войск он участвовал в боевых действиях Сталинградского 1,2 Украинского 1,2 Белорусских фронтов. Победу в войне встретил в Берлине. Награждён медалью «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны ІІ степени, юбилейными медалями. Его имя внесено в «Книгу памяти Украины», «Победители» по Одесской области.

По окончании войны отец возвращается к основной работе по специальности в пароходстве «Совтанкер».

В 1948 году он с семьёй был командирован в ГДР в город Висмар на судоремонтные верфи, где работал специалистом по восстановлению трофейных пассажирских судов, будущих «Победа», «Россия», «Адмирал Нахимов», принадлежащих ранее Германии и переданных Советскому Союзу.

В 1985г. Министерством транспорта ГДР отец был награждён медалью «За заслуги в деле морского транспорта», в знак признательности за образцовый труд и добросовестное выполнение долга.

С 1952 по 2005 года отец работал ведущим инженером-конструктором в Черноморском ЦПКБ-3 Министерства морского флота СССР, в последствии ЮжНииМФ и УкрНииМФ в отделе модернизации судов.

Вот что вспоминают его сотрудники. Рассказывает В.П.Литвиненко, начальник отдела: «Владимира Ивановича отличали высокий профессионализм, инженерная эрудиция, практический опыт, трудолюбие, практический опыт, исключительная порядочность. За годы работы в НИИ он принимал участие в большинстве проектов по разработке и модернизации судовых систем различного назначения на пассажирских, грузовых судах, судах портофлота.

Это были проекты по предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с международной конвенцией «МАРПОЛ», противопожарной защите, переоборудованию судовых помещений и множеству других задач, которые определяют техническую оснащённость и комфортность судна.

Владимира Ивановича хорошо знали и уважали не только в бюро, но и сотрудники портов и судоремонтных заводов».

Вспоминает Н.С.Лебедев, коллега отца: «Мы проработали вместе с Владимиром Ивановичем более 40 лет, решали совместно разные проектные и технические задачи. Трудно привести весь перечень судов, где осуществлялись работы по их модернизации с участием В.И.Гарницкого.

Ещё в 50-60-ые годы это была серия судов «Латвия», «Литва», «Армения», «Таджикистан», а также «Фёдор Шаляпин», «Леонид Собинов» и др.
В 60-е годы появились лайнеры «писательской» серии, типа «Иван Франко», «Шота Руставели», «Тарас Шевченко».

Позднее Черноморское пароходство пополнилось такими круизными лайнерами, как «Азербайджан», «Казахстан», «Грузия», «Беларусь» и знаменитая «Одесса».

Для большинства одесситов старших поколений названия этих судов были хорошо знакомы и являлись символами нашего города. Ну а если не всем удавалось быть пассажиром океанских лайнеров в зарубежных круизах или по Крымско-Кавказской линии, то для одесситов и гостей города была возможность совершить увлекательные прогулки вдоль морского побережья на прогулочных катерах «Марсель», «Варна», «Йокогама», «Яша Гордиенко».

Переоборудованием вех этих судов занимался наш отдел с участием В.И.Гарницкого.

Большие работы с его участием проводились на грузовых судах типа «Ленинский Комсомол», судне «Лесозаводск»-учебно - тренировочном центре по безопасности мореплавания и подготовке плавсостава.

Вспоминает А.М.Яценко, сотрудник отца: «Владимиру Ивановичу были свойственны такие человеческие качества как доброта, бескорыстие, отзывчивость. Любое дело он выполнял с заразительным энтузиазмом, страстно и горячо, с молодым задором.

Владимир Иванович, «дядя Володя», с большим теплом относился к молодёжи, охотно делился своими знаниями и за время многолетней работы обучил несколько поколений молодых специалистов навыкам конструктора-механика.

Несмотря на огромный профессиональный опыт Владимира Ивановича отличала большая скромность, внешняя неброскость, за которыми однако чувствовалось глубина личности, внутренняя интеллигентность и культура.

Он не любил пафосности, показушности, мелкой суеты. Но был очень жёстким и принципиальным в деловых и профессиональных вопросах».

Такие черты отца как ответственность и справедливость характеризовали его и в общественной работе.

В 60-ые годы в составе профкома бюро он отвечал за распределение квартир для сотрудников. И я хорошо помню, как искренне он переживал за правильность и объективность выбора.

Показателен факт, что отец никогда не состоял в рядах КПСС, и, хотя ему не раз предлагали вступить в партию, он деликатно отказывался. Видимо, драматический эпизод в судьбе его отца оставил свой шрам.

За свою трудовую деятельность отец имел большое количество наград, благодарностей, он являлся почётным работником Министерства Морского флота СССР.

Я перебираю многочисленные поздравления отцу к юбилейным датам от его сотрудников с подписями «Ваши друзья» «Ваши ученики», «Ваши дети». И везде чувствуется не формальный стиль, а искреннее уважение, теплота и благодарность за прекрасные человеческие качества.

Преданный своему делу, высокопрофессиональный специалист, отец оставил работу в ЮжНииМФ'е в 2005 году в возрасте 90 лет(!). Его общий трудовой стаж насчитывал 76 лет.
Отец старел достойно, сохраняя ясность ума и силу духа. С удовольствием занимался огородничеством и рыбалкой. Во все занятия он вкладывал тепло души и рук, искреннюю увлечённость. Собирал военные мемуары, материалы по истории ЧМП, очень переживал развал системы ЧМП. В годы перестройки с болью читал литературу, разоблачающую сталинский террор.

Человек высокой внутренней культуры, отец знал и ценил классическую музыку, хотя в детстве, как гласит семейная легенда, прекратил занятия на фортепиано, заявив в духе времени, что «пианино-это буржуазный инструмент». Хорошо знал и любил украинские народные песни.

Был привязан к Одессе, любил её историю, колорит, морские пейзажи Большого фонтана. По духу был настоящим одесситом, мудрым, открытым, оптимистичным, жизнестойким.
Отец любил и ценил семейный, родственный круг, дружеские привязанности, бережно относился к памяти своих предков.

Его верной спутницей жизни была Лидия Ефимовна Гарницкая, научный сотрудник института В.П.Филатова, человек редкой красоты и душевного тепла. Родители были очень красивой и дружной парой, они прожили вместе более 60 лет и в 2007 году отметили «бриллиантовую» свадьбу.

РодителиРодители

Я возвращаюсь к стихотворению Е.Е.Евтушенко

«Уходят люди...Их не возвратить. Их тайные миры не возродить! И далее: «Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено…»

Существует известное сравнение, пришедшее из советских времён: «Люди – маяки», как образец высоких качеств, точка отсчёта для подражания. Мне видится в этом образе скорее символ надёжности, устойчивости. Память о таких людях ушедшего поколения, каким был мой отец, Владимир Иванович Гарницкий, остаётся надолго, и ровным, тёплым светом освещает и нашу жизнь. Будем же достойны этой памяти.