Монолог одесского конферансье
Георгий Голубенко,
Леонид Сущенко,
Валерий Хаит
(Из юбилейной программы Аркадия Астахова "Полвека на эстраде")
А. АСТАХОВ: Пока следующий артист готовится к своему выступлению, возникла пауза. А паузы в концерте, как известно, заполняет конферансье. Я, например, делаю это уже пятьдесят лет. Что вам сказать? 3а эти годы на эстраде многое изменилось. Причем кое-что даже к лучшему.
Взять, скажем, электрификацию всей страны. Какое отношение это имеет к эстраде? Сейчас поймете.
Например, о чем спрашивал раньше, ну, скажем, эстрадный певец перед концертом? Он спрашивал, какая сегодня в зале публика? Какие песни она предпочитает?
А что он в первую очередь спрашивает сегодня?
— Какое у вас тут напряжение?
Такое впечатление, что вечером он собирается выйти на сцену не петь, а побриться!Я понимаю, что не открываю никаких америк. Уже много говорили и спорили о так называемых "микрофонных" певцах. Хорошо это или плохо? Меня интересует другое: почему раньше этот вопрос как-то не возникал? Ну ладно, не было микрофонов. Но другие же звукоусиливающие приспособления были?! Например, рупор! Но почему-то никому и в голову не приходило выйти на сцену с рупором! Как-то люди понимали, что если у тебя нет голоса, то стоит ли об этом так громко кричать?!. А сейчас это почему-то никого не смущает…
Ну ладно, если такой певец выступает один. А если их кричит, или, как сейчас говорят, поет целый вокально-инструментальный ансамбль?!
А если у них еще и ударник, так сказать, с хорошо поставленным ударом?!
Ну бог с ними, с нашими барабанными перепонками! В конце концов, мы прошли войну и слышали и не такую канонаду!
Но это даже экономически невыгодно!
Вы знаете, сколько электричества расходует один такой ансамбль ну, скажем, за год? Уму непостижимо! А их же много! Представляете?!Это же никакие великие реки Сибири не справятся!..
Теперь возьмем артистов разговорного жанра. Тут свои проблемы.
Но с чем у нас сегодня хорошо, так это с пародистами-имитаторами.
Нет, действительно, подражают многие, подражают удачно. Но вы знаете, я заметил странную закономерность: чем больше артистов-подражателей, тем меньше артистов, которым действительно хочется подражать!..
Что же касается нас, конферансье, то нас действительно осталось совсем мало. Это когда-то у нас в Одессе, как говорится, бросишь камень — попадешь в конферансье!Должен вам сказать, что этим пользовались. И бросали, и попадали. Причем довольно часто. И вот результат. Конферансье стали представителями вымирающей профессии.
Что ж, от правды не уйдешь. Конферансье действительно вымирают. Как мамонты. Я один из последних. Да, может быть, мы сегодня уже не нужны.
Что ж, в чем-то мы и сами виноваты. Наверно, мы слишком долго пытались поднять зрителя до своего уровня и как-то пропустили момент, когда уже нужно было начать делать наоборот!..
Но, кстати о мамонтах!
Сперва тоже казалось, что они никому не нужны. Но стоило им исчезнуть, как человечество тут же схватилось за голову: "Где наши мамонты?! Почему мы их не видим?! Нам без них скучно!..".
А вдруг так же получится и с конферансье?..
В общем, что я предлагаю? Сейчас, по слухам, существует такая "Красная книга". Туда записывают всех, кого на Земле осталось мало. Вот недавно белых лебедей записали. Теперь они жильем обеспечены, кормом... А что если записать в эту книгу конферансье?! Нет! Не ради жилья и корма, конечно!!. Но все-таки внимание какое-то... ну, пусть не такое, как к белым лебедям, мы, конечно, птицы не такого полета!.. Но хотя бы такое, как к енотовидным собакам, мы, помоему, все-таки заслуживаем!..
Да, пятьдесят лет я провел на эстраде. И теперь меня иногда спрашивают: "Ну и что? Что вам дала эта эстрада? Вы не стали ни заслуженным, ни народным!..". Что ж, это правда. Но я думаю так: что лучше заслуженно не быть заслуженным, чем незаслуженно быть народным... И вообще, разве вопрос в том, что дала мне эстрада? Вопрос в том, что я ей дал. А точнее, вам — моим зрителям. И если это все-таки произошло, если за пятьдесят лет я все же доставил вам в сумме хотя бы несколько часов радости, значит, мне удалось не так уж мало!..
Например, о чем спрашивал раньше, ну, скажем, эстрадный певец перед концертом? Он спрашивал, какая сегодня в зале публика? Какие песни она предпочитает?