Образовательная разруха 1917-1920 гг. и создание Одесского института народного образования
Юлия Добролюбская, Андрей Добролюбский
Текст этой статьи — глава из книги "История Южноукраинского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского", которая подготовлена к изданию в связи с его 190-летием.
Февральская революция 1917 г., последующий октябрьский перево- рот и гражданская война привели сначала к немецкой оккупации, а затем к постоянному изменению властей в городе. В этих условиях Одесские высшие женские курсы (ОВЖК), как и другие вузы Одессы, могли работать лишь нерегулярно и эпизодически.
Ход и калейдоскоп событий, и бесконечная властная чехарда в Одессе в 1918-20 гг. абсолютно дезорганизовали систему образо- вания, робкие попытки Центрально- го Совета, Гетманата, Директории наладить эту систему не успевали осуществляться и оставались лишь на уровне деклараций и намерений. В те годы советская власть в Одессе устанавливалась трижды: с 14 янва- ря по 12 марта 1918 г., с апреля по август 1919 г. и, окончательно, — с 7 февраля 1920 г. Уже с марта 1919 г. большевики начинают проводить свою образовательную политику.
10 марта 1919 г. отдел высшей школы Наркомобразования Украи- ны утвердил "Временное положе- ние… об управлении высшими учеб- ными заведениями" (постановление № 8), по которому все они должны были вести работу в трех направле- ниях: научном, научно-учебном и образовательном. Должности рек- тора и проректора отменялись, а их функции выполнял назначенный Наркомобразования комиссар по делам высших учебных заведений. Своими действиями и решениями он должен был быть "образцом ре- волюционного творческого созна- ния пролетариата… образцом ком- мунистической дисциплины". "Вре- менное положение" вносило ради- кальные изменения в организацию управления высшей школой, кон- центрировало все руководство ею в руках советской власти.
В конце апреля 1919 г. в Одессу при- был уполномоченный Наркомобразо- вания Украины и начал реализовывать соответствующие мероприятия по реорганизации высшей школы в Одессе. Собрания комиссаров всех вузов города составляли Совет ко- миссаров высших учебных заведе- ний — РК ВУЗ. Одесское Губнаробра- зование, а затем РК ВУЗ возглавил из- вестный историк проф. Е.Н. Щепкин.
Евгений Николаевич Щепкин — профессор Новороссийского уни- верситета до 1905 г., известный ис- торик, общественный деятель, де- путат Государственной Думы, член партии кадетов. С 1920 г. — член РКП(б). "Большой эрудит, умелый руководитель, талантливый лектор, интересный собеседник и хороший старший товарищ", — характеризо- вал его профессор К.П. Добролюб- ский. С 1906 г. ему было отказано в штатной работе в Новороссий- ском университете за участие в ре- волюционном движении. Поэтому он занимал должность штатного профессора ОВЖК в 1906-1917 гг.
Известный математик В.Ф. Каган руководил научным отделом Губис- полкома, а заведующим отделом профобразования был будущий вы- дающийся физик И.Е. Тамм.
Совет комиссаров выпустил в июле первый и единственный но- мер своего журнала "Высшая шко- ла". "Твердым и непреклонным, — писалось в редакционном заявле- нии, — остается наш основной кри- терий — расстройство старой шко- лы и потребность создания новой пролетарской трудовой школы". Среди других материалов здесь бы- ли напечатаны статьи Е.Н. Щепки- на, Д.К. Третьякова, Н.Н. Ланге.
В Одессе на то время существо- вало пять высших учебных заведе- ний: университет, высшие женские курсы, высший международный ин- ститут, политехнический и сельско- хозяйственный институты. Реше- нием РК ВУЗ они были объединены в единый университет (сюда же во- шли женские медицинские курсы).
Руководство университета и его профессура оказывали сопротивле- ние и отказывались внедрять в жизнь мероприятия советской власти. Как свидетельствуют доку- менты "компетентных" органов на- чала 1920-х гг., "старая "непримири- мая" профессура активно себя не проявляет, стремясь действовать скрыто, противодействуя новым ме- тодам преподавания. Нездоровые отношения властвуют между [старой профессурой] и младшими советски настроенными преподавателями". В таких обстоятельствах губернским комиссаром образования было реше- но передать временное руководство университета Революционному сту- денческому совету (Ревстур), кото- рый существовал под надзором ко- миссара образования. Ректор, про- ректор, деканы с 27 апреля 1919 г. от служебных обязанностей освобож- дались. Совет университета прекра- щал свои заседания. "Проф. Евге- ний Щепкин, "комиссар народного образования", — писал И. Бунин, — передал управление университетом "семи представителям революцион- ного студенчества", таким, говорят, негодяям, которых даже и теперь днем с огнем не найти".
Вступительные экзамены были упразднены, проводились лишь собесе- дования по соответствующим дисцип- линам. Само слово "студент" в 1920-е годы употреблялось лишь по отноше- нию к тем, кто был студентом при преж- нем режиме. Для нового советского студенчества нашлось определение "вузовцы" (аналогичный, известный для тех времен термин "рабфаковцы"). Курсовая система и государственные экзамены ликвидировались. Факуль- теты выдавали лишь справки об окон- чании учебы. Все прежние научные звания отменялись — отныне все были преподавателями и ассистентами. Для поощрения к учебе был введен подготовительный семестр, открыты для желающих учиться все универси- тетские музеи и университетский бо- танический сад. Консультации давали Ю.А. Гапонов, А.Р. Прендель, Д.К. Третьяков. Организовывались публичные лекции, где среди других с докладами выступали литературовед Л.П. Грос- ман, медик В. Воронин.
16 июля 1919 г. комиссия Одес- ского поветового отдела народного образования под руководством А.Д. Станкова приняла постановле- ние о необходимости открытия в Одессе Украинского учительского института и "…ввиду важности во- проса возбудить об этом перед Гу- ботделом народного образования мотивированное ходатайство". По достоверным данным, в инсти- тут было принято 60 студентов и 13 преподавателей.
Но перед самим началом заня- тий, 23 августа, Одессу захватили деникинцы, которые свели на нет все начинания советской власти. Генерал Деникин был избран почет- ным членом университета, и нача- лось преследование тех профессо- ров (Е.Н. Щепкина, который был арестован, Н.Н. Ланге, К.П. Добро- любского), кто сотрудничал с боль- шевистской властью.
С 7 февраля 1920 г. большевики, окончательно утвердив свою власть в Одессе, начинают твердо прово- дить свою образовательную полити- ку. Одесский губернский и повето- вый отделы народного образования возглавили Я.П. Ряппо, В.Н. Потем- кин, А.Д. Станков, А.М. Панкрато- ва — в дальнейшем известные дея- тели советской науки и культуры. 23 февраля при Одесском губерн- ском отделе народного образова- ния был создан подотдел высшей школы. К его работе опять были при- влечены такие известные специа- листы, как В.Ф. Каган и И.А. Гибш.
Принципы нового образования были сформулированы В.И. Лени- ным и Программой РКП(б) сразу по- сле октябрьского переворота. "Зада- ние новой педагогики, — писал он, — связать учительскую деятельность с заданиями социалистической ор- ганизации общества". В связи с во- просом о приеме в вузы В.И. Ленин требовал уничтожить привилегии "для зажиточных классов", подчер- кивал, что "на первое место, безус- ловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и более бедно- го крестьянства", настаивал на со- крушительной борьбе с "сабота- жем", с теми, кто использует "силу знания как монополию богатых про- тив бедных". Партийные документы главным заданием в отрасли обра- зования провозглашали "открытие широкого доступа в аудитории выс- шей школы для всех, кто желает учиться, и в первую очередь для ра- бочих; привлечение к преподава- тельской деятельности всех, кто мо- жет там учить; устранение всех и всевозможных искусственных пре- град между свежими научными си- лами и кафедрой; материальное обеспечение студентов с целью пре- доставить фактическую возмож- ность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой".
С начала 1920 г. Наркомобразова- ния Украины развернул широкую дея- тельность по перестройке новой средней и высшей школы, улучшению подготовки специалистов. 24 февра- ля 1920 г. была разработана новая "Временная инструкция губернским отделам народного образования", в которой речь шла о введении ряда изменений в организацию деятель- ности высшей школы. Ею предусмат- ривалось образование в Украине ин- ститутов народного образования. По- становление от 3 мая 1920 г. о приеме в вузы дальше конкретизировало по- ложение основного документа.
В течение 1920-21 гг. усилия ру- ководства народного образования Одессы параллельно направлялись на возобновление работы Украин- ского учительского (педагогическо- го) института (открытие которого было впервые провозглашено в ию- ле 1919 г.), на ликвидацию Новорос- сийского университета и на реше- ние судьбы негосударственных учебных учреждений (Высших жен- ских курсов, Международного ин- ститута, Фребелевского института и некоторых других).
Учительский (педагогический) институт был открыт по приказу Губ- наробразования 1 апреля 1920 г. Его заведующий, проф. Р.М. Вол- ков, был должен "спешно разрабо- тать вопрос об организации при ин- ституте курсов для подготовки учи- телей для школ по ликвидации необразованности". Этот институт существовал четыре месяца, но, в сущности, так и не приступил к ра- боте. Была лишь сделана вялая по- пытка открыть учительские курсы в селе Исаево (в настоящее время Ананьевский район).
Высшие женские курсы были упразд- нены в июне 1920 г., а Новороссий- ский университет — еще в мае. Пер- вым шагом на пути полной его ликви- дации было отделение медицинско- го факультета (возникла Медицин- ская академия) и создание Физико- математического института (апрель 1920 г.). В мае были закрыты истори- ческий и юридический факультеты. На их базе возник Гуманитарно-об- щественный институт, который про- существовал два года и превратился в Институт народного хозяйства. Са- мостоятельными учреждениями ста- ли Научная библиотека, которую воз- главил известный ученый-психолог С.Л. Рубинштейн, и Ботанический сад. В 1921-1922 учебном году су- ществовал еще и научно-исследова- тельский Археологический институт (Архин), во главе которого стояли профессора Ю.Г. Оксман и С.С. Дло- жевский, и который состоял из двух отделений: археологического и архео- графического. Новороссийский уни- верситет перестал существовать.
Решение заседания Губнаробра- зования от 10 июня 1920 г. "О студен- тах ликвидированных юридического и историко-филологического фа- культетов Новороссийского универ- ситета, студентах Международного института, студентах экономическо- го отделения Политехникума" пре- дусматривало: "Ввиду недостатка культурных сил и тех заданий, кото- рые Губнаробразования ставит себе в ближайшем будущем, ввиду необ- ходимости использовать часть сту- дентов этих факультетов для созда- ния кадров подготовленных слуша- телей факультетов Педагогического института (факультеты дошкольно- го, школьного и внешкольного вос- питания) и Гуманитарно-обществен- ного института, возбудить хода- тайство перед Реввоенсоветом Юго- западного фронта о зачислении оп- ределенных кадров работников-сту- дентов историко-филологического факультета Новороссийского уни- верситета, студентов Международ- ного института и студентов экономи- ческого отделения Политехникума".
Относительно Фребелевского ин- ститута на заседании Губнаробразования от 18 июня 1920 г. было при- нято решение: "Передать Украин- ский Фребелевский институт в Пе- дагогический институт в с. Исаево в ведение отдела вузов для включе- ния в педагогический факультет".
Таким образом, вся "старая" сис- тема образования в Одессе была полностью разрушена.
Для выполнения упомянутой "Временной инструкции" об орга- низации институтов народного об- разования, в августе 1920 г. был создан "новый Институт Народного Образования (педагогический) (ИНО) с отделениями для подготов- ки учителей для учреждений до- школьных, внешкольных и школь- ных". Его ректором был назначен проф. Р.М. Волков.
Роман Михайлович Волков — про- фессор Новороссийского универси- тета, в 1920-1922 гг. был ректором Одесского ИНО, руководил кафед- рой российской литературы факуль- тета социального воспитания (впос- ледствии — педагогического инсти- тута). В кругу научных интересов Р.М. Волкова — история российской и украинской литератур, народное поэтическое творчество, этногра- фия, фольклоризм. Именно Р.М. Волков начал в отечественной науке системное психологическое исследование сюжета народной сказки. Ему принадлежат 152 науч- ных труда. Доныне проводятся Вол- ковские чтения, посвященные ис- следованиям в отрасли литературо- ведения и фольклоризма.
В ИНО влились Высшие женские курсы, Учительский (Педагогичес- кий) институт (что был основан в с. Исаево), Фребелевский институт, а в дальнейшем и структурные под- разделения разрушенного Ново- российского университета. Можно видеть, что Институт народного об- разования (ИНО) унаследовал луч- шие образовательные стандарты и традиции Педагогического инсти- тута, Одесских женских педагогиче- ских курсов, Одесских высших жен- ских курсов и Новороссийского университета.
Сначала ИНО разместился в поме- щении прежней второй мужской гим- назии по ул. Старопортофранков- ской, 26, где до сих пор находится главный корпус Южноукраинского педагогического университета, и в доме по ул. Манежной, 32. Позже, в 1921 р., ИНО был передан и главный корпус закрытого Новороссийского университета по ул. Дворянской, 2.