colontitle

Сага о Самсоне Назорее (Владимир Жаботинский)

Александр Дорошенко

"И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. ...

И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. ...

И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя.

И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое".

Быт. 32. 24-31

Владимир Жаботинский. АвтошаржОн родился в Городе, где в те годы каждый писал стихи, или, в худшем случае, прозу, он стал поэтом и переводил Франсуа Вийона и Эдгара Аллана По, журналистом, пристально вглядывающимся в мир, ... и мир был прекрасен. Великий Хаим-Нахман Бялик стал известен миру голосом Владимира Жаботинского …

но что-то случилось с ним на улицах Города, ... может быть Павел новых времен, ослепленный, чтобы прозреть ... и услышать далекий и страшный гул идущей вселенской беды ...

и маленький Давид, созданный для высоких искусств под покровительством Аполлона, он сменил решительно подданство, и богов радости и веселья заменил в своем сердце суровым богом Израиля и Народа ...

и имя себе взял второе - Зеев. И язык, в котором родился и на котором талантливо писал, он заменил языком своего древнего народа. И само течение жизни, взятое привычным разбегом слева направо, он повернул и направил противоположно, ... как отражено Богом в течении Библии - справа налево ...

и спокойную жизнь, обещавшую так и остаться спокойной и интересной жизнью, он заменил ... и напряженный нерв сердцебиения он положил в основания всей своей жизни и каждого отпущенного ему дня, сделав их днями борьбы. Он метался по миру, формировал в Англии еврейский легион, нанимал корабли для беженцев, вел переговоры с бесчисленными великими людьми всех континентов и народов, создавал и вооружал боевые дружины, строя для своего Народа страну, дом и отчизну. Ощутив приближение Катастрофы, он … пытаясь спасти Народ от гибели, о которой знал, что неминуемо грядет …

(маленький мальчик, наклонившись, подобрал валявшийся в пыли камень, вложил его в свою пращу … и поднял внимательные глаза на чудище Голиафа … )

нет, чтобы как сверстники, "купить чернил и плакать" и искать личной славы, стать Ильфом-Петровым и Багрицким, Бабелем стать, наконец, ...

Мысль Леона Пинскера, одессита, основателя новой веры народа евреев и боль еврейского погрома в родном Городе он положил основаниями своей новой жизни, зачеркнув все прожитое, как ошибку. Он стал неукротим, как раненный с перебитою лапой лев, он навсегда исключил из словаря слова договоров и примирений, оставив яростную непримиримость и нападение.

Так рождается однажды Пророк, чтобы утратив личную судьбу, повести за собой Народ ...

Так мальчик, однажды ушедший в яркие майские и тихие поля за цветами, и заснувший на вершине холма от весеннего воздуха и надежд, встречает на этой вершине Ангела и … противостоит ему всю немыслимо долгую ночь. Но всю следующую и иную жизнь он теперь легко узнаваем по мужественной отметине этой ночи, он припадает на правую ногу. Походка его стала увереннее и прямее!

Но Ангел сам не приходит, нужно искать этой встречи!

Рожденному в Париже - искать славы, в Лондоне рожденному - строить отечество, в Нью-Йорке - делать свой миллиард. Все это можем и мы, рожденные Городом. Но где такое возможно - задумать и создать новый Народ и вывести его, как Моисей из плена и изгнания,

- Домой!