Кино родилось в нашем городе.
Детская энциклопедия Одессы. Глава ХІII
С конца января в газете "Вечерняя Одесса" началась публикация серии рассказов о людях, внесших большой вклад в развитие Одессы, ставших ее символами. Серия готовится участниками студии "Зеленая лампа" при Всемирном клубе одесситов и членами Клуба.
Сегодня - уже тринадцатая публикация, тринадцатое имя, тринадцатая история, тринадцатый автор. Представляем главу об Иосифе Тимченко авторства Сергея Осташко.
Кино родилось в нашем городе
Слушай сюда, мой юный друг! Сейчас ты услышишь дивную историю о том, как в Одессе родилось кино.
Только не нужно мне говорить, что кино родилось в Париже, и родили его братья Люмьер. Об этом знают все, и это неправда. Я расскажу тебе то, что знают немногие, в основном одесситы. А так как ты одессит (или одесситка, что одно и то же), тебе обязательно об этом нужно знать.
Хотя началось все не в Одессе. В далеком не только от тебя, но и от меня 1852 году в селе Окоп, что на Харьковщине, в многодетной семье крепостного крестьянина-сапожника Андрея Тимченко родился мальчик Йося. Через 9 лет после его рождения крепостное право в Российской империи отменили. И мальчик Йося смог окончить с отличием четыре класса церковно-приходской школы, а затем стать учеником в механических мастерских Александра Эдельберга — купца 3-й гильдии, оптика и механика, поставщика Харьковского Императорского университета.
Ученичество у известного механика многое дало нашему будущему изобретателю, многое из того, что пригодилось ему в дальнейшей жизни. Долго ли, коротко ли продолжалось это учение, но доподлинно известно, что, кроме работы в мастерских, юноша много читал и постепенно увлекся идеями известного путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Как, ты ничего не знаешь о Миклухо-Маклае? Ну, что ж, ты уже достаточно взрослый, чтобы самому поискать в Интернете и прочесть все, что там есть об этом выдающемся человеке.
Итак, вернемся к мальчику Йосе. Хотя какой он уже мальчик. К тому моменту, когда мы о нем вспомнили, ему исполнилось 22 года. Именно тогда, в 1874 году, он, увлечённый идеями Миклухо-Маклая, вместе с друзьями отправился в Одессу. Отсюда они вслед за ним собирались отправиться в путешествие в Океанию. Но — не сложилось. Друзья вернулись в Харьков, а Тимченко остался в Одессе, где поступил работать в Российское Общество Пароходства и Торговли. В 1880 году он уволился из пароходства и поступил на должность механика на физико-математический факультет Новороссийского университета. Так, чтоб ты знал, мой юный друг, назывался раньше Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова, куда ты непременно поступишь, когда окончишь школу, если решил идти по стопам великого изобретателя.
А у РОПиТа от Тимченко остались сделанные там изобретения: устройство для проверки манометров паровых котлов; плювиограф; анеморумбограф; пишущий ртутный барометр.
И не проси меня объяснять, что это такое, я и сам толком не знаю. Вот вырастешь, выучишься и сам разберешься. Скажу только, что эти и многие другие созданные им приборы долго и верно служили на судах ЧМП даже при советской власти.
А вот одно изобретение — первые в мире электрические часы — оказалось бесследно утраченным. Руководство РОПиТ преподнесло их вначале генерал-губернатору Одессы, а тот, в свою очередь, отправил их в Санкт-Петербург в качестве подарка императору. И по дороге часы потерялись.
В Новороссийском университете Иосиф Андреевич не успокоился, а продолжил заниматься изобретательством. Именно он разработал микрохирургические инструменты для глазных операций. Именно при его самом непосредственном участии на кафедре прикладной физики и механики Императорского Новороссийского университета разрабатывалась автоматическая телефонная станция Фрейденберга на 250 номеров.
И, наконец, Тимченко сконструировал программное механическое устройство для слежения за движением небесных тел по орбитам, которое использовалось и до сих пор работает в Одесской обсерватории.
Кстати, ты не забудь уговорить маму, чтобы она не укладывала тебя спать в 9 часов, а как-нибудь вечерком обязательно сводила в парк Шевченко, где расположена эта обсерватория. Там ты сможешь собственноглазно увидеть в телескоп планеты Солнечной системы: белоснежную красавицу Венеру, кроваво-красный Марс, гигантский Юпитер с загадочным красным пятном, опоясанный кольцами Сатурн. А еще посетить недавно построенный там планетарий и увидеть на куполе такое небо, которое тебе не снилось даже в самых ярких снах.
Чтобы иметь возможность спокойно заниматься любимым делом, Тимченко взял в банке ссуду 15 000 рублей и построил новое двухэтажное здание мастерских Императорского Новороссийского университета на улице Преображенской, 22. Да еще и за свои деньги оборудовал его по тогдашнему последнему слову техники.
«Я потратил не только 25 лет упорного труда, но и 19 тысяч рублей — стоимость всех станков и приспособлений», — писал он ректору университета.
«Ладно, дедушка Сережа, про обсерваторию и мастерскую ясно, но ты же обещал про кино», — может спросить меня дотошный юный читатель.
С радостью выполняю свое обещание. Но сначала вопрос: знаешь ли ты, чем кино отличается от фотографии? Правильно. На фотографии все стоит, а в кино все движется. А как это достигается? Все дело в особенностях человеческого глаза. Видел ли ты когда-нибудь кинопленку? Если нет — рассказываю. Она представляет собой последовательность снимков движущегося предмета — человека, автомобиля, лошади, без разницы, — сделанных через 1/25 секунды. Поэтому каждый снимок (кадр) слегка отличается от предыдущего. И когда эти спроецированные на экран изображения с частотой 25 кадров в секунду мелькают перед глазом, он не различает отдельных снимков, и ему кажется, что предмет движется.
Но при этом есть одна особенность. Каждый кадр должен на очень короткий промежуток времени останавливаться. Ведь если пленка будет просто двигаться, все будет смазано, как получается, если ты пытаешься сфотографировать очень быстро движущийся объект. И вот в механизме этой очень короткой остановки и есть главный «секрет» кинематографа.
Именно этот «секрет» раскрыл Иосиф Андреевич. В 1893 году Тимченко совместно с профессором Московского университета физиком Н. А. Любимовым разработал «улитку» — скачковый механизм, который позволял прерывисто менять кадры в стробоскопе. А затем использовал эту «улитку» в кинетоскопе, спроектированном совместно с известным изобретателем М. Ф. Фрейденбергом.
В январе 1894 года на девятом съезде русских естествоиспытателей и врачей с помощью кинетоскопа были показаны фильмы — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель», снятые на одесском ипподроме. Это произошло за год до того, как братья Люмьер, считающиеся изобретателями кино, впервые продемонстрировали работу своего аппарата «синематограф».
«Дедушка Сережа, — может спросить мой внимательный юный читатель, — так почему же «отцами кино» считаются французские братья, а не одесский механик?».
Законный вопрос. Все дело в том, что братья Люмьер вначале подали патентную заявку на изобретение синематографа, а лишь потом провели публичную демонстрацию его работы. А почтенные русские естествоиспытатели и врачи вообще не заинтересовались одесским кинетоскопом, посчитав его забавной игрушкой без всяких перспектив развития.
Да, кстати, чуть не забыл. Если ты уговоришь маму съездить на экскурсию на Одесскую киностудию и посетить там музей, ты сможешь увидеть изобретение гениального одесского механика Иосифа Андреевича Тимченко, реконструированное в 2014 году группой ученых и механиков из Киева. А если сильно попросишь, то тебе еще и покажут фильм, снятый воссозданным аппаратом на 35-мм кинопленку. Специалисты утверждают, что этот фильм по качеству изображения не отличается от первых съемок братьев Люмьер.
Сергей Осташко
ПЕРЕЙТИ К ОГЛАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА