Памяти художника
«Мифологемы Алексея Мазура» - так называется выставка, открывшаяся 11 ноября в галерее Всемирного клуба одесситов, первая после полуторамесячного ремонта. На свежевыкрашенных стенах – более тридцати графических и живописных работ, выполненных в оригинальной авторской технике, талантливого одесского художника, безвременно ушедшего из жизни в 2005 году, он трагически погиб – утонул в море. И так случилось, что открытие выставки началось с минуты молчания, но в память о другой трагически ушедшей из жизни седьмого ноября талантливой одесской художницы Татьяны Гончаренко. Еще одна невосполнимая потеря.
Алексей Мазур обладал сумасшедшей работоспособностью – мог заниматься любимым делом сутками без перерыва. За 43 года жизни он оставил после себя более тысячи картин. Многие из них разошлись по миру и украшают частные коллекции в разных странах, другие остались в родной Одессе. К счастью, у известного собирателя и любителя изобразительного искусства Александра Дмитренко сохранилось целое собрание работ мастера, всего – более семидесяти.
А начало коллекции положил портрет, ставший визитной карточкой художественного проекта А. Дмитренко «Я есть» с автопортретами одесских художников, представленного в 2011 году в Музее западного и восточного искусства. Он был куплен коллекционером как автопортрет Алексея Мазура, но спустя время сестра художника рассказала, что на самом деле эту картину автор назвал «Иуда Искариот». Недоразумение было устранено, но сходство портрета и автора бесспорно. Как заметил, открывая выставку, вице-президент клуба Евгений Голубовский, «это все равно автопортрет художника: он использовал свое лицо в качестве натуры». Созданный им запоминающийся образ занял центральное место на выставке «Мифологемы Алексея Мазура». Художник-самородок, Мазур сразу выделился из общей среды яркой творческой индивидуальностью и покорил зрителей, вовлек их в свой фантастический мир, пронизанный мифологемами, аллегорическими символами. Пределов и запретов в мире его фантазий не существовало.
Помню, какой успех имели персональные выставки Алексея Мазура еще при жизни автора в Морской галерее, галереях «На Уютной», «Белая Луна». Так верилось, что восхождение мастера только набирает силу, что подлинная мировая слава еще впереди…
Никому не подражая, Алексей Мазур шел своим путем в искусстве, объясняя его так: «Я вырос на модерне, но правильней будет сказать - вырос из модерна, как вырастают из детских штанишек». А дальше было свободное плавание без границ и условностей. Его фантастический подводный и надводный мир заселяли животные и рептилии, любимые лошади, слоны, носороги, рыбы, насекомые, космические корабли, сосуществуя в его работах вполне естественно и органично, создавая целые города, материки, неведомые миры. Возможно, повлияло его давнее увлечение биологией, ботаникой. Мазур гармонично соединял в своих работах совершенно, казалось бы, несовместимые вещи. Чего стоят его циклы «Знаки Зодиака», «Всадники Апокалипса»….
Всем работам художника изначально был присущ какой-то трагизм, было в них предчувствие обреченности и раннего конца . Но организатор выставки Александр Дмитренко убежден в том, что мазуровский трагизм ироничен. Художник любил смеяться над тем, что пугает, был насмешлив, иронически и с изрядной долей юмора относился к жизни. Так ли это? Почувствовать и составить собственное мнение о замысле автора работ сможет каждый посетитель выставки «Мифологемы Алексея Мазура», которая продлится месяц.
Наталия Бржестовская
Фотографии Олега Владимирского