Открытие выставки живописи и графики «Возвращение П.С. Коновского»
во всемирном клубе одесситов.
...Он был мастером, учителем, блестящим рисовальщиком. Но в середине 20-х годов он «наступил на горло собственной песне». Стать соцреалистическим художником ему не позволяла совесть. Слишком хорошо он знал мировое искусство, собирал открытки, репродукции, книги с его владельческой подписью хранятся во многих книжных собраниях Одессы, даже оригинальные работы П. Нилуса и П. Волокидина, чтобы позволить себе писать «колхозные базары»… И П.С. Коновский осознанно предпочел честную жизнь коллекционера и педагога участию в областных, республиканских выставках. Но талант рисовальщика сохранил. И даже эта небольшая выставка во Всемирном клубе одесситов показывает, каких мастеров давала школа К. Костанди, школа К. Коровина, чем может и должна гордиться Одесса.
Одесская художественная школа дала нашему городу, стране, да можно сказать – всему миру десятки значительных имен. В их тени время от времени пропадают, теряются, быть может, менее значительные фигуры, которые при пристальном взгляде не только имеют право, но и должны быть возвращены нами, потомками, в художественную культуру.
Думаем, давно пришла очередь вглядеться в творчество, в личность Петра Сергеевича Коновского, тем более, что в этом году две памятные даты, с ним связанные – он родился в 1883 году в Одессе и умер тоже в Одессе – в 1953 году, 60 лет назад. Большая часть его творческой жизни прошла в нашем городе.
Впервые, один из нас (Е. Голубовский) увидел работу П. Коновского на одной из обновленных экспозиций в Художественном музее, хоть потом она вновь была возвращена в музейные фонды. Это была замечательная акварель «Поэт». Но больше нигде рисунки, картины, этюды, акварели Коновского не экспонировались. О нем вспоминали старожилы как о коллекционере, педагоге, чудаке.
Огромную роль в «открытии» Петра Коновского сыграл исследователь-коллекционер Сергей Лущик. Ему прежде всего мы обязаны воскрешением в 1966 году этого практически забытого имени.
Сергей Зенонович Лущик обращался к наследию художника трижды, еще в далеком 1966 году, на страницах газеты «Комсомольська Іскра» в статье «Історія одного малюнка», затем в «Вечерке» в 1981 г. «Неизвестный портрет» и, наконец, в самой обзорной и биографической статье «Неизвестный П. С. Коновский», опубликованной в газете «Всемирные Одесские новости» в 1997 г. Более по художнику, преподавателю, коллекционеру и библиофилу Петру Сергеевичу Коновскому не найти ни единой публикации. Но и этого оказалось достаточно, чтобы эта ниточка, связывавшая день сегодняшний и ту уходящую, насыщенную событиями эпоху, в которой жил и творил наш герой, привела нас к скромному празднованию 130-летия со дня рождения художника. Огромную работу по выявлению всех перипетий биографии Коновского в наши дни проделал один из нас (Александр Дмитренко)
Петр Сергеевич Коновский-Лещук родился 21 января 1883 года в Одессе.
В выписи из метрической книги за № 284 от 31 июля 1909 г. указано: крестьянка Хмельниковской волости Литинского уезда Подольской губернии Павлина Иоанновна Коновская незаконно родила сына Петра, 30 января того же года Протоирей Одесской Покровской церкви Димитрий Мочульский совершил таинство крещения. Также в выписи сообщается, что означенный в этом акте Петр Коновский, определением Одесского окружного суда от 28 июня 1901 г. узаконен мещанину Прокопию Гавриловичу Лещукову и законной жене его Павлине Иоанновне, урожденной Коновской.
Интересен тот факт, что в сохранившихся документах конца 19-го – первой половины 20-го столетия, фамилия художника варьируется: Коновский, Кановский, Лищук, Лещук.
По воспоминаниям самого художника, отца он не помнил, а отчима чтил и фамилию свою писал через дефис Коновский-Лещук. Примем этот вариант фамилии, как и подписывался сам художник.
Вот как описывает сам Петр Сергеевич события раннего детства и отрочества в автобиографии от 23 января 1952 г.: «…Отец Коновский умер, когда я был маленьким. Отчим – Лещук Прокофий Гаврилович работал в городском водопроводе на ст. Чумка чеканщиком. Умер в 1927 г., мать умерла в 1925 г.
С 15-летнего возраста я начал работать, работал на складе кож, на постройке крытых рынков Нового базара в гор. Одессе. В 1904–1905 гг. работал телефонистом на городском водопроводе ст. Чумка и одновременно посещал воскресные занятия в Одесском художественном училище и сдав экзамены, был зачислен действительным учеником указанного училища…».
Во время обучения в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств за истекший академический 1898–1899 г. по рисованию с геометрических тел был награжден Похвальным листом за № 200 от 24 мая 1899 г.
В 1906–1909 гг. учился в мастерской К. Костанди на живописно-скульптурном отделении художественного училища Одесского Общества изящных искусств, по окончании которого удостоен звания учителя рисования, чистописания и черчения в средних учебных заведениях. Диплом № 223 от 12.09.09.
В 1909–1914 гг. учился в мастерской К. Коровина на живописном факультете Московского училища живописи, ваяния и зодчества. По окончании получил диплом художника-станковиста.
Из автобиографии 1952 г.: «… Будучи учеником училища и по окончании его, писал декорации в Народном Веденском доме, на фабрике Френовской мануфактуры, оформлял охотничьий клуб и участвовал в выставках.
В 1916 году по мобилизации ратников 2-го разряда, был призван на военную службу и зачислен в 56-й запасный пехотный полк рядовым [Москва]. В том же году меня, как окончившего высшее учебное заведение, отправили в Александровское военное училище (4-х мес. ускоренный выпуск) [Москва], по окончания коего я был отправлен в город Рязань в 208-й запасный пехотный полк прапорщиком.
В июне 1917 года был вызван художником К. А. Коровиным на Юго-западный фронт для зарисовок, где был зачислен в 17-й инженерный полк, в котором находился до демобилизации – декабрь 1917…».
В 1917 г. вернулся в Одессу и давал частные уроки по рисованию и живописи.
С 1918-го по 1925 г. член союза «Металлист». С 1925 г. член союза «Рабис».
14 февраля 1920-го – 25 августа 1922 г. работал чертежником и одновременно заведовал архивом чертежей на Государственном Авиационном заводе № 11, уволен в связи с закрытием завода.
В 1923 г. Коновский выслан из Одессы в Харьков как бывший офицер царской армии. В архиве С. З. Лущика сохранилось письмо-ходатайство без адресата и даты за подписью 2-х членов ВКП(б) [подписи неразборчивы], в котором говорится: «…В Харькове я дал письмо на имя Наркома тов. Балицкого, в котором рекомендовал т. Коновского с лучшей стороны, на письме была т. Балицким наложена соответствующая резолюция и т. Коновскому выдали документ из ГПУ с указанным письмом для реабилитации в Одессе, но документы были утеряны…». Видимо, ходатайство было удовлетворено и художнику вскоре позволили вернуться в Одессу, где он давал уроки рисования и для клуба рабочих Канатного завода писал декорации и портреты.
7 августа 1925-го – 16 мая 1929 г. работал художником-бутафором на 1-й Одесской кино-фабрике ВУФКУ на Пролетарском бульваре, 33.
В 1929 году становится членом художественного общества имени К. К. Костанди. Интересная деталь – по воспоминаниям дочерей К. Костанди, Любови и Марии, посмертную выставку К. К. Костанди, проходившую в музее на Софиевской 18 мая–18 июня 1924 г., оформлял П. С. Коновский, хотя ни годом позже, ни на других выставках Общества не участвовал (по данным каталогов выставок).
Преподавал черчение в школе ФЗУ при Одесской кинофабрике с 1 января по 1 сентября 1931 г.
В 1931–1933 гг. выполнял художественные заказы от «Укрсадовинтрест».
С 1932 г. по июль 1934 г. работал художником в Художественно-скульптурных мастерских кооператива «Одессхудожник».
С 15 января 1935-го по 1 октября 1941 г. преподаватель живописи и рисунка в ОГХУ, доцент живописи и рисунка.
Был одним из немногих одесских делегатов на 1-й Всеукраинском съезде художников, проходившем в октябре 1938 г. в Киеве. Сохранились портретные зарисовки Петра Сергеевича с этого события. И вообще, надо сказать, что с карандашом и блокнотом он редко расставался и везде зарисовывал увиденное. До наших дней дошло немало рисунков и набросков, с подписью места и даты. На выставке во Всемирном клубе одесситов представлены такие рисунки.
Член Одесского областного союза советских художников и скульпторов со дня его основания в начале 1934 г., член Одесского областного отделения Союза Советских художников Украины с 16 октября 1938 г.
В период оккупации был членом Общества художников Одессы, выполнял работы на религиозную тематику (Большой образ Богоматери и 4-х евангелистов), участник «Первой выставки работ Общества одесских художников» (открытой 3 декабря 1941 г. в салоне на ул. Преображенской, 23), второй выставки «Salonul Oficial» (с 13 сентября 1942 г. в помещении «Академии изящных искусств» на ул. Софиевская, 16), третьей выставки в оккупированной Одессе (6 июня – 18 июля 1943 г. в помещении Общества одесских художников), в четвертой (5 сентября – 1 октября 1943 г. в 8 залах «Академии изящных искусств»).
С момента открытия «Академии изящных искусств» преподавал живопись и рисунок, профессор.
С 16 апреля 1944 г. и до самой смерти преподавал живопись и рисунок в Одесском государственном художественном училище и заведовал музеем училища.
21 июня 1944 г. был восстановлен в члены Одесского областного отделения Союза Советских художников Украины.
25 января 1952 г. Президенту академии художеств СССР Герасимову А. М. в Москву за подписью директора ОГХУ Г. З. Крижевского отправлено представление на присвоение звания профессора Коновскому-Лещуку Петру Сергеевичу, но… не успели!
28 мая 1953 г. Петр Сергеевич Коновский-Лещук умер после тяжелой болезни от рака желудка и на следующий день похоронен на II христианском кладбище в Одессе.
На обратной стороне Свидетельства о смерти детально указано место захоронения: участок 66, линия 11, номер могилы 43, но со дня смерти художника прошло уже 60 лет, и все попытки найти его могилу не увенчались успехом.
В 1909 г. проживал по адресу Бассейный пер., д. 2, до войны – ул. Щепкина, 21, кв. 2. В 1946 г. – ул. Энгельса (ныне Маразлиевская), 38, кв. 7, в 1948 г. – Пролетарский бульвар, 17, кв. 16.
По воспоминаниям самого художника участвовал в областных и двух республиканских выставках и дважды был законтрактован. Возможно это 4-я (1931) и 5-я (1933) Республиканские выставки, списки экспонентов которых не найдены.
Достоверно удалось установить участие Петра Сергеевича в следующих выставках:
в мае 1934 г. – в «Первой выставке картин, графики, скульптуры художников Одессы», организованной Одесским оргбюро Союза Советских художников и проходившей в Одесском государственном художественном музее (Сабанеев мост, 4);
в ноябре 1947 г. – в выставке, посвященной XXX-летию Великой Октябрьской социалистической революции в Одесском государственном музее западного и восточного искусства;
в 1948 г. – была организована персональная выставка без присутствия публики (закрытый отчет) в помещении Одесской областной организации ССХУ.
Во всех документах указано, что Петр Сергеевич был холост. Но один из нас в 70-х годах был в гостях у его жены, художницы Ольги Михайловны Скоробогатовой (1908–1994), которая и хранила все наследие художника более 40 лет, вплоть до самой смерти. Возможно, брак был не официальным, а гражданским. В доме еще хранились работы мастера.
Тем ценнее и весомее становится художественное наследие этого замечательного мастера, ученика Костанди и Коровина, портреты которого писали А. Шовкуненко и А. Герасимов, всю жизнь посвятившего преподаванию искусства в Одессе.
Вывод С. З. Лущика в статье 1997 года «Неизвестный Коновский» был печален. Как художник, по сути, не состоялся. Прошли годы, по крупицам мы собирали материалы для этой выставки в частных собраниях С. Костина и А. Лисовского, С. Жалобнюка и Т. Гончаренко, С. Лущика и Е. Голубовского, А. Дроздовского и Л. Стояновой, А. Дмитренко и других. И, представьте, изменилась точка зрения на наследие художника. Во-первых, он был мастером. Во-вторых, учителем, блестящим рисовальщиком. Но в середине 20-х годов он «наступил на горло собственной песне». Стать соцреалистическим художником ему не позволяла совесть. Слишком хорошо он знал мировое искусство, собирал открытки, репродукции, книги с его владельческой подписью хранятся во многих книжных собраниях Одессы, даже оригинальные работы П. Нилуса и П. Волокидина, чтобы позволить себе писать «колхозные базары»… И П. С. Коновский осознанно предпочел честную жизнь коллекционера и педагога участию в областных, республиканских выставках. Но талант рисовальщика сохранил. И даже эта небольшая выставка во Всемирном клубе одесситов показывает, каких мастеров давала школа К. Костанди, школа К. Коровина, чем может и должна гордиться Одесса.
Евгений Голубовский
Александр Дмитренко