colontitle

Выставка Александра Ацманчука

Во Всемирном клубе одесситов открылась выставка работ Александра Ацманчука из частных коллекций и собрания Музея современного искусства Одессы.

А. Князик и Е. ГолубовскийА. Князик и Е. ГолубовскийВыступает В. ГолубовскаяВыступает В. Голубовская

Выставка не приурочена к датам рождения и смерти художника. Она состоялась как дань памяти замечательному мастеру, чей авторитет живописца и достойного человека был для многих в конце 50-х – начале 70-х годов непререкаем.

Не многие знают и помнят, что в 1947 году Александр Ацманчук , только что окончивший художественное училище, впервые показал на выставке свою работу. Это было начало пути в искусстве Мастера, без которого сегодня невозможно представить живопись Одессы второй половины ХХ века.

Короткая жизнь была у Александра Павловича Ацманчука. Он родился Одессе 8 сентября 1923 года, умер в Одессе 10 октября 1974 года, прожив всего лишь 51 год. Но талант этого человека, обаяние его личности, аналитический ум сделали его одним из самых авторитетных мастеров своего поколения.

После смерти Ацманчука прошло уже почти сорок лет. Очень хотелось привлечь внимание молодых художников, любителей искусства к его творчеству. Именно поэтому Всемирный клуб одесситов решил первую выставку нового года сделать выставкой памяти А.П.Ацманчука.

На мой призыв сразу откликнулись скульпторы А.Князик и Т.Судьина, дружившие с Ацманчуком, сохранившие его живопись и рисунки, художницы Ольга Токарева и Наталья Лоза, чьи родители были дружны с Ацманчуком. Помогли в создании выставки Музей современного искусства Одессы, коллекционеры А.Дымчук и С.Выродов, Л.Клаупик и Т.Лукьяненко и другие. Всем вместе нам удалось собрать выставку, которую мы открыли во Всемирном клубе одесситов 6 января 2012 года.

Ее экспозицию очень удачно организовал художник Стас Жалобнюк.

В папке с рисунками у Александра Князика лежала вырезка из газеты «Вечерняя Одесса» за 12 октября 1974 года с моей статьей памяти А.П.Ацманчука, сегодня я написал бы ее совсем иначе, чем тогда. Но, как и Александр Ацманчук не укладывался тогда в прокрустово ложе соцреализма, так и та статья правдиво отражала роль художника в творческом процессе тех лет. Поэтому как документ времени, я к открытию выставки перепечатываю ее без всяких правок и дополнений.

Евгений Голубовский

Неистовый

На каждой выставке, где экспонировались работы Александра Ацманчука, они становились явлением, эпицентром интересов, даже споров. Но принимал он участие далеко не во всех выставках. Работал трудно, напряженно. И выносил на суд зрителя лишь то, что считал принципиально новым, серьезным — необходимым для себя, а поэтому и для многих. Именно необходимым, а не проходным, случайным.

Он не признавал в искусстве однодневок, сиюминутных откликов на боли мира, которые уже в следующую минуту забываются, становятся ненужными. Очень серьезно относился к вопросу «ангажированности», к тому, что Владимир Маяковский назвал «социальным заказом». И доказал своим творчеством — большая картина; высокого идейного, высокого духовного звучания не только находит своего зрителя, она становится необходимой, входит в нашу жизнь, в нашу помять как символ времени.

В 1957 году Ацманчук показал на областной выставке картину «Дан приказ». Романтика 20-х годов? Неистовость, самоотверженность отцов и дедов? Да, но не только. И именно в этом «не только» — огромный, всесоюзный успех картины. Она современна и обращена в современность. И молодежь 50-х годов увидела себя такой, какой хотела быть и стать.

Требовательность к другим была для Александра Ацманчука естественной. Он был неистово требователен к себе — и это давало право спрашивать с других, учить. Мне довелось не раз бывать в мастерской художника и видеть, как в процессе долгого отбора рождалась у Ацманчука картина.

Очень дорога была ему картина «Полет». Сколько было вариантов, эскизов! Сколько раз он откладывал и возвращался к этой работе! Тут есть и космическое ощущение мира, и грандиозность любви, страсти. И как болезненно переживал художник, что не все поняли его замысел, договор на нее расторгли.

За долгие годы общения у меня сложилось впечатление, что во всех своих работах Ацманчук серьезен. Это была серьезность высокого мастерового, профессионала, который не мог себе позволить некачественно работать.

Вспоминаю картины Ацманчука. «Солдат мира». И вновь величественная в своей простоте и строгости, напряженная в своей образности картина. От которой естественным был переход к серии портретов современников. Разве можно было не запомнить на последней областной выставке портрета А. Ацманчука, из которых один — «Вычислитель” — уже по праву занял место в художественном музее.

На выставке, посвященной 30-летию освобожден Одессы, мы разговорились с Александром Павловичем об этих портретах.

— Мне хотелось, чтобы такими запомнили наших современников последующие поколения! Ведь картины переживут нас...

Сегодня эти слова воспринимаются особенно горько. Александр Павлович умер. Но остались его картины, сотни рисунков, а он был неутомимый и вдохновенный рисовальщик. Остался в памяти тех, кто его знал, образ неистового труженика, непримиримого ко лжи в жизни и в искусстве, образ человек художника, вдохновенного нашей сегодняшней жизнью, социалистическими преобразованиями мира.

Евгений Голубовский
Газета «Вечерняя Одесса» № 240 (393)
12 октября 1974 г.

Фото Олега Владимирского

Работы Александра Ацманчука