Через чай к Одессе будущего
В галерее Всемирного клуба одесситов открылась выставка Экспериментального центра современного искусства (ЭЦСИ) «Чайная фабрика».
Немного странно видеть в столь патриархальном заведении, где каждый второй гость оказывается почтенным краеведом, столь яркую и даже эпатажную современную живопись. Но истинный одессит всегда открыт новым веяниям в искусстве, умеет правильно их прочитать.
«Всегда молодые художники старались держаться вместе, создавать свои коммуны, - комментирует происходящее вице-президент Всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский. – В историю искусства вошли парижский «Улей», московская «Масловка», нечто подобное сейчас происходит и в Одессе, на бывшей чаеразвесочной фабрике, где люди и живут, и работают, и общаются круглосуточно, воздействуют друг на друга. Причем люди молодые, социально активные, желающие участвовать в оформлении города. Надеюсь, эта выставка сведет их с этим городом поближе…».
Конечно же, в прямом смысле жить в ЭЦСИ художники не могут, не те там площади. Но ведь все мы живем, собственно, на работе, а дома только отсыпаемся! Это невероятно, однако с раннего утра здесь всегда толпится творческий люд с кистями наперевес, или кто там чем работает. Что-то от «Улья» присутствует явно.
«Хотя в пространственно-временном аспекте нас гораздо ближе «Парижская коммуна» Киева, - дополняет арт-критик Ута Кильтер. – Хотя там был «сквот», самый настоящий самозахват помещения, с безалаберностью и, как то положено, периодически сильной загрязненностью. Что уже удалось пережить и «чайнистам»: пожар, самый настоящий, с закопчением и подмоканием работ.
Поскольку с самоорганизацией у нас, славян украинского образца, неважно, нужен лидер; таковой, к счастью, явился… Дмитрий Банников, куратор Музея современного искусства Одессы, стал «курировать», опекать молодняк. И сразу многое структурировалось.
Из сотрудничества со многими, всеми, были выделены пятеро художников, автоматически ставшие лицами ЭЦСИ.
Конечно, в своем помещении на Карантинной, 21/1, «чайнисты» регулярно проводят выставки, но почему бы не показать свои работы и другим зрителям, в чем-то более консервативным, чем постоянный круг приходящих в ЭЦСИ? Работы Вацлава Юташ-Зюзина, Анастасии Кирилиной, Андрея Бабчинского, Альбины Ялозы, Марии Гончар, Ольги Ланник и Ксении Костюченко при всей необычности профессиональны, гармоничны и даже местами красивы, хотя современное искусство настороженно относится к понятию красоты, оправданно боясь красивости, дурновкусия и прочих неприличностей.
Символично, что странный не то кролик, не зайчик Ксении Костюченко (картина носит название «Персонаж №3») предстал перед публикой как раз в канун Нового Года по восточному календарю. Может, это знак, что успех будет сопутствовать и клубу, и центру современного искусства! Изысканный линорит (линогравюра, оттиск, сделанный с листа линолеума) Альбины Ялозы учит обнаружить прекрасное в самом обычном и функциональном – простой кафель ванной комнаты, брошенный тюбик зубной пасты, щетка в стакане, а воспринимается как гимн бытию. Настя Кирилина верна себе: если не кеды крупным планом, то спички, на первый взгляд, ничего интригующего в сюжете нет, но ведь затягивает, заряжает позитивом, завораживает… Картины Вацлава Юташ-Зюзина из серии «Мечтатели» воспринимаются очень чувственно, в то же время они не из тех, возле которых не надо думать и незачем задерживаться.
Стоит напомнить, что в ЭЦСИ молодые художники не только творят, выставляют свои работы и общаются друг с другом, но и встречаются с корифеями жанра, с заезжими знаменитостями арт-мира. А что касается социально значимых идей, то тут регулярно представляют проекты росписи стен домов, оформления детских площадок, творчески переосмысливают бытовые предметы и многое другое.
«Довольно говорить о былой славе Одессы! – строго резюмирует Ута Кильтер. – Давайте жить в культурно значимом городе, здесь и сейчас, и пусть подобных центров будет хотя бы дюжина!».
Трудно не согласиться с таким пожеланием!
Мария Гудыма