colontitle

Изумление перед миром

Выставку Давида Тихолуза открывают Евгений Голубовский и Феликс Кохрихт (слева)Выставку Давида Тихолуза открывают Евгений Голубовский и Феликс Кохрихт (слева) Первые посетители выставки Давида ТихолузаПервые посетители выставки Давида Тихолуза

Выставка картин Давида Тихолуза второй раз открывается во Всемирном клубе одесситов.

Первая выставка, открывшаяся 2 декабря 2008 года, стала открытием удивительного художника, неизвестного мастера, который и сам, прожив полвека, благодаря коллекционеру В.Выродову, впервые увидел свои работы на стенах выставочного зала.

Нынешняя выставка, хоть прошло всего три года, дань памяти художнику, человеку, до конца дней своих не растерявшему изумление миром.

Давид Наумович Тихолуз скоропостижно скончался 8 декабря 2010 года. 9 декабря 2011 года открывается эта выставка, собранная из многих коллекций, так как творчество художника привлекло к его картинам многих любителей искусства.

«Одессит, художник, еврей», - писал Давид Тихолуз на многих своих работах. И все три составляющие этой формулы были для него одинаково важны.

Вне Одессы он не представлял себя, любил город, одесситов и одесситок (!), вливаясь в толпу, он не испытывал отторжения, он сам был частью одесского Староконного рынка, одесского Привоза, одесских окраин.

Художником он был всегда, когда писал картины или мечтал о встрече с Модильяни, Сутиным, Шагалом, что с того, что все они давно умерли. Он был художником и тогда, когда неделями на своей лежанке читал Диккенса, и тогда, когда в психбольнице рисовал инакомыслящих, инакочувствующих, инакоживущих .

Еврей – для Тихолуза – это не приверженность иудаизму, это память и любовь к предкам, к воспитавшему его художнику Зейлику Блувбергу, его дяде. Но, одновременно, это была его позиция. Когда в государстве был государственный антисемитизм, он на своих картинах писал: «еврей».

Давид Тихолуз был удивительно одиноким человеком. После смерти родных, он беседовал с книгами, природой, своими картинами. Не преувеличиваю. На многих картинах, холстах Тихолуза сзади – исповедальные записи, открывающие в нем ранимую душу.

На обороте картины, названной им «От души – душе», его размышления:

«Писал пейзаж Давид Наумович Тихолуз в 17 лет в Одессе, в переулке Сеченова (бывшем Рождественском, №9 кв.16).

Подписал Давид Тихолуз в 26,5 лет, год рождения 1954, 11 декабря.

Этот пейзаж призван. Теперь, когда после 9 лет лежания за шкафом, как безумный пейзаж, теперь, когда в 26,5 лет отроду я вновь вешаю его на стену, он призван напомнить мне, что тогда, в 17 лет, я был хорошим человеком! И не таким, как теперь.

В этом пейзаже заключено всё моё тогдашнее мировоззрение и мироощущение. Вся моя душа в то время, когда я был очень молод и глуп.

Пейзаж написан с маленького искреннего этюдика художником-живописцем и колористом. Искренно!»

Вот это изумление миром и искренность в своих живописных диалогах со зрителем Давид Тихолуз пронес через всю свою очень трудную жизнь.

Можно искать искусствоведческое определение – экспрессионист, еврейская ментальность, колорист. А нужно запомнить – это был большой ребенок, наивный философ, добрый, я бы сказал, блаженный человек. Не от мира сего. И поэтому счастье, что мир сей, хоть в самые последние два года его жизни полюбил и принял этого человека.

Выставка закончится, но работы Д.Тихолуза есть в Музее современного искусства Одессы, у коллекционеров, интервью с ним опубликовано в «Смутной алчбе», а значит,, он среди нас, в любимой им Одессе.

Евгений Голубовский
Куратор выставки художник Стас Жалобнюк
Фото Олега Владимирского

Работы Давида Тихолуза