«Школа современной пьесы»... этим все сказано!
К нам едет Иосиф Райхельгауз! Собственно, он-то уже приехал, а в конце августа пообещал привезти на гастроли в Одессу московский театр «Школа современной пьесы», которым руководит уже 21-й год. Встреча с Иосифом Райхельгаузом состоялась во Всемирном клубе одесситов, который на год моложе «Школы современной пьесы».
Обаятельная заведующая литературной частью театра, известный театральный критик Екатерина Кретова подчеркнула творческое кредо коллектива: мировые премьеры, открытие новых названий, новых драматургов. И ведь получается! Успех театра — ответ тем, кто твердит, будто хорошей современной драматургии попросту нет, остается вкривь и вкось, вдоль и поперек перетолковывать Чехова и Шекспира, излюбленных жертв режиссеров...
Что же удастся увидеть! Очень многое! В рамках празднования Дня города, с 26 августа по 2 сентября, на сцене театра музкомедии «Школа современной пьесы» покажет восемь спектаклей. Это будут и ставшие уже классическими «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», и вполне новые — «Ужин у товарища Сталина», «Русское варенье», «Борис Акунин. Чайка», и премьерные — «Дом», покажут и «Русское горе». Для детей на открытой площадке — уличное представление «Вредные советы». Состав исполнителей самый что ни на есть звездный: народные артисты России Ирина Алферова, Татьяна Васильева, Альберт Филозов, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Татьяна Веденеева, Елена Санаева, Василий Бочкарев и другие.
«Школа современной пьесы» гастролирует по всему миру, но одесским гастролям ее руководитель придает первостепенное значение, ведь Райхельгауз родился и рос в Одессе, сделал здесь свои первые шаги по сцене, здесь и поставил дипломный спектакль.
— А ведь какой была в пору моей юности театральная Одесса! — восклицает Иосиф Леонидович. — Я почему украинский язык хорошо знаю? Потому что ходил в украинский театр, рыдал над игрой Ивана Твердохлиба в постановках Василя Василько. Теперь такого подъема нет. Талантливые актеры и режиссеры рождаются здесь, но потом им приходится уезжать. Я готов пойти художественным руководителем в любой одесский театр, не оставляя своего московского, такие прецеденты бывали: например, Валерий Фокин руководит Центром Мейерхольда в Москве и Александринкой в Петербурге. И никаких особых условий я здесь ставить не буду! Готов также два раза в году бесплатно проводить по одной учебной сессии, но сначала откройте в Одессе внятную театральную школу! Во время гастролей буду давать мастер-классы по режиссуре (расписания пока нет, но скоро мы его обнародуем), и буду совершать отбор в свою мастерскую в ГИТИСе, на заочное отделение.
Возвращаясь к гастрольному репертуару, необходимо заметить, что новая версия легендарного спектакля по пьесе Семена Злотникова «Пришел мужчина к женщине» отличается от прежней не только актерским составом. Одесситы помнят прекрасный дуэт Альберта Филозова и Любови Полищук, теперь увидят Виктора Вержбицкого и Анжелику Волчкову. На сцене будет масштабная двухуровневая декорация, изображающая разрез современного многоквартирного дома. За окнами будет лить настоящий дождь, из душа потечет вода. На плите вскипит чайник, в окна ворвется холодный ветер. Другая пара, художник и модель, разыграют собственную любовную коллизию языком танца. Еще одна пара, скрипачка и аккордеонист, озвучат постановку, расположившись на той же сцене.
— Самая новая наша работа, «Русское горе», представляет собой оригинальную музыкальную версию комедии Грибоедова «Горе от ума», — рассказал Иосиф Леонидович. — Это своеобразный комментарий к знакомому со школьной скамьи тексту с музыкой Сергея Никитина, все, что вы думали о «Горе от ума», но боялись сказать... У нас давно не было такого потока положительной прессы, которую вызвало «Русское горе», даже заклятые враги в какой-нибудь газете «Коммерсантъ» разразились панегириками! В спектакле «Дом» на сцену выйдут, будем надеяться, Евгений Гришковец и Александр Гордон. «Дом» мы играем по-особому, посадив зрителей на сцене. Поскольку одновременно на сцену можно посадить не более трехсот зрителей, сыграем «Дом» в Одессе дважды. Я тоже буду играть на сцене в этом спектакле, кстати, из актеров-непрофессионалов в нем занят не только журналист Гордон, но и видный энергетик, миллионер Борис Вайнзихер. Мне показалось, что когда миллионер перевоплощается во врача, просящего денег на постройку дома у своих пациентов, получится забавно. Увидите сами! Таких забавных моментов будет довольно много. Я вообще люблю выводить на сцену непрофессионалов, а хорошие режиссеры нередко получаются из людей, имеющих изначально техническое или любое университетское образование, из врачей, журналистов, инженеров... Мы гастролируем по всему миру, но одесские гастроли для меня на первом месте, ведь Одесса — мой родной город...
Мария Гудыма