«Хобарт» - означает «смелый»
Гостем очередного вечера Всемирного клуба одесситов стал замечательный музыкант, заслуженный артист Украины, художественный руководитель Национального Одесского филармонического оркестра, дирижер Хобарт Эрл. В зале не было человека, незнакомого с творчеством коллектива, каким он стал уже под руководством молодого и амбициозного маэстро. Хобарт стал первым и, кажется, до сих пор единственным иностранцем, получившим в Украине звание заслуженного артиста. С особой ностальгией присутствовавшие на вечере просмотрели девятиминутное телеинтервью, которое Хобарт Эрл дал в 1999 году постоянно живущему в Эстонии члену клуба Виталию Зиниченко. В этом интервью музыкант рассказывал предысторию своего появления в Одессе. Он попал сюда впервые в 1990 году как дирижер, гастролирующий с камерным оркестром из Вены и получил от тогдашнего директора филармонии, народного артиста Украины Анатолия Дуды, нестандартное предложение – возглавить симфонический оркестр. Что и произошло в 1991 году, интересным образом совпав с отсчетом истории независимости Украины…
«Это было начало конец», - на своем тогда весьма далеком от совершенства русском говорил маэстро с экрана. И в самом деле, положение одесского оркестра на тот момент иначе, нежели плачевным, не назовешь. Не было хороших инструментов, тростей, струн, музыканты за долгие годы привыкли к положению, когда на симфоническом концерте в зале сидит меньше народу, чем на сцене. А о регулярной выдаче копеечной зарплаты просто забыли. От себя добавлю, что с первых же шагов молодого дирижера стали преследовать злые критики его творчества и преобразований в оркестре. Мне то и дело приходилось отбиваться от злопыхателей, пытавшихся с моей помощью опубликовать в той или иной газете статью, призванную разоблачить Эрла. Причиной была элементарная зависть: такой молодой, а уже руководит оркестром, да еще и на зимние каникулы уезжает не куда-нибудь, а в Вену, что у нас – своих дирижеров нет? Но дело же не в количестве специалистов (по-нынешнему магистров), которых выстреливает год от года наша консерватория (теперь уже академия), а в конкретной судьбе творческого коллектива, практически уже доведенного, как говорится, до ручки. Аргументация оппонентов была «железной»: оркестр не исполняет опер и балетов (а зачем, когда его задача – играть симфонические произведения?!), да еще и появляются спорные трактовки произведений русских и украинских композиторов… Действительно, Хобарт поначалу трудно вживался в традиции исполнения славянской музыки, не добивался от оркестрантов необходимой напевности, но со временем эта проблема отступила. Опыт пришел, а с ним – и убедительность трактовок Рахманинова, Скорика, Колессы… И никогда не пасовал ни перед противниками, ни перед трудностями, помня, что его старинное англосаксонское имя означает «смелый»!
Так вот, за первые восемь лет работы под руководством Хобарта Эрла оркестр гастролировал в двенадцати странах мира, приобрел много новых инструментов. «У вас в Эстонии ситуация с искусством лучше, чем у нас на Украине, - говорил интервьюеру тогда маэстро. – У нас денег нет, зарплату регулярно не платят…». Вот когда американец с экрана проронил «у нас на Украине», в зале раздались аплодисменты. А во второй раз зааплодировали, когда с неподражаемым одесским акцентом, отвечая на вопрос о своеобразии нашего города, Хобарт заявил: «Одесса – это Одесса. Что я вам буду сказать?».
После просмотра дирижер продолжил тему таким образом:
- За прошедшие годы украинскую и русскую музыку я стал понимать по-другому, безусловно. Новых инструментов приобрели на 80 тысяч долларов, привлекли меценатов, которые помогают оркестру. С тех пор, как в 2002-м году нам был присвоен статус национального коллектива, проблем с зарплатой не стало. Правда, приглашать солистов и дирижеров для совместных выступлений мы можем только благодаря помощи спонсоров, ведь средства из Киева приходят только на зарплату… Тем не менее я очень горжусь, что нам удалось выступить с пианистом Ефимом Бронфманом, входящим в пятерку лучших во всем мире. Для него это был, в сущности, благотворительный концерт…
Как поведал Хобарт Эрл, его очень удручает отсутствие в Одессе базы для профессиональных записей выступлений оркестра, тревожит необходимость продолжения работ по улучшению акустики в зале филармонии. В текущем сезоне одесситы выступят в Греции и Германии, а в марте 2010 года поедут на большие гастроли в Америку, где были в последний раз в 1998 году. Для сравнения – оркестр Светланова из Москвы не выезжал в Штаты уже пятнадцать лет. Есть чем гордиться, есть к чему стремится, есть с чем бороться, словом, все как всегда…
Карина Раух