Августовская встреча с драматургом Резо Габриадзе
и одесским парижанином Анатолием Контушем
Последнее, августовское, заседание Всемирного клуба одесситов стало знаменательным по трем причинам, а верней по причине того, что участниками заседания стали сразу три знаменитости. Одно только появление Президента клуба Михаила Михайловича Жванецкого сделало его событием значительным. Но в этот вечер гостями клуба стали также выдающийся грузинский режиссер и драматург Резо Габриадзе и одесский парижанин, учёный-биофизик и литератор Анатолий Контуш.
Сценарист, режиссер, скульптор, книжный график Резо Габриадзе является лауреатом многих премий в области кино и изобразительного искусства. Он – автор сценариев тридцати фильмов, в том числе "Не горюй", "Мимино", "Кин-дза-дза", автор знаменитых петербургских памятников «Чижику-пыжику» и «Нос Гоголя», создатель Тбилисского театра марионеток.
Р.Габриадзе является и автором иллюстраций к 5-томнику произведений Михаила Жванецкого. Как признался на вечере Резо Леванович, «я один из тех, кто считает гениальных авторов второй половины ХХ столетия. К таковым я отношу Михаила Жванецкого, чье творчество оцениваю как новое дыхание мира». В ответ на это М.Жванецкий скромно заметил: «Буду стараться». Р. Габриадзе рассказал, как готовил свою выставку графических работ в Одессе «Пушкин и дельфин». Тексты к ним писал известный писатель и журналист Андрей Битов. Художник рассказал, что часто в творчестве действует по наитию, надеясь на случайность. И происходят любопытные совпадения. Так вышло, когда из-под его пера вышла работа «Пушкин и бабочка». Почему такая ассоциация, объяснить было трудно. Ведь в произведениях Пушкина не встречается ни одной бабочки. Но когда работа была уже написана, А.Битов обнаружил в черновиках поэта записи, сделанные им накануне роковой дуэли. Там он нашел слово «бабочка», которое Пушкин вычеркнул.
Резо Габриадзе рассказал также о своих встречах в Италии со знаменитыми кинематографистами М.Антониони и Т.Гуэрра, которые предложили ему стать режиссером фильма по сценарию, написанному ими в соавторстве. Фильм, увы, так и не был снят. Но было посещение мастерской М.Антониони, была радость общения с мастерами кино, которое затем перешло в дружбу.
Имя Анатолия Контуша хорошо знакомо не одному поколению одесситов. В прошлом капитан КВН Одесского университета, чемпион всесоюзных игр 1986-87 годов, автор текстов для «Клуба одесских джентльменов» ныне он является руководителем исследований в Парижском университете Пьера и Марии Кюри. Но один месяц в году профессор-биофизик непременно проводит в родном городе. По признанию Анатолия Контуша, «Одесса – редкое место, и жить здесь можно и нужно». Хватает у ученого времени и для творчества. В Санкт-Петербурге недавно вышли две его книги: «Одесские портреты» (2001) и «Городские портреты» (2004). Эти портреты, но уже не в прозе, а оформленные в виде иллюстраций к рассказам, он спустя короткое время представил в Одессе. Во Всемирном клубе одесситов экспонировалась выставка графических листов с портретами Дюка Ришелье, Д. Ойстраха, Э. Багрицкого, Б. Житкова, В. Хавкина, И. Бабеля. Пользуясь возможностями компьютера, Анатолий Контуш создал портреты знаменитых одесситов, выложенные из строк своих рассказов, — в жанре своеобразной прозы-графики. Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Яркий пример тому – парижский профессор, влюбленный в Одессу.
Одесса, по мнению А.Контуша, многогранна и имеет отражение во всем мире. Словно в подтверждение этих слов в свой нынешний приезд на родину Анатолий привез очерк об Одессе, которую он нашел в самом сердце Парижа, в районе площади Монпарнас. Бомбардировка французским флотом вольного города Одессы в 1855 году во время победоносной, с точки зрения Франции, Крымской кампании привела к появлению на карте Парижа вольного городка-переулка Одессa, rue d'Odessa. Одесситам эта кампания совсем не кажется победоносной. Доказательством тому служит пушка с фрегата «Тигр», установленная в назидание на Приморском бульваре. Несомненно, имя имеет влияние на место. Короткий, метров в двести, переулок без перекрестков был поначалу незаметным привокзальным местечком. Но постепенно там стали открываться кафе, рестораны, турецкие бани, носящие имя нашего города. Даже китайский ресторан и тот получил название «Одесское счастье». Символично, что свое начало улица берет с перекрестка Отъезда, а заканчивается … кладбищем Монпарнас, что, по тонкому замечанию Контуша, свидетельствует о тщетности наших передвижений.
На заседании Клуба шла речь и о том, как идет сбор средств на создание памятника И.Бабелю. Напомню, с инициативой установить в Одессе монумент одесскому писателю выступил Всемирный клуб одесситов. Когда на счету будет собрано 20 тысяч долларов, будет объявлен конкурс по созданию памятника. Пока собрано 5 тысяч, как пошутил Михаил Жванецкий, «это же на один ботфорт!». Памятник предполагается установить в январе 2010 года, к 70-летию со дня гибели писателя. Затем участники заседания Клуба стали зрителями недавнего телевизионного интервью с вдовой И.Бабеля Антониной Пирожковой, проживающей ныне в США.
Наталья Бржестовская