Соло для одинокой души
На выставке в галерее Всемирного клуба одесситов в июле можно было увидеть новые работы известной одесской художницы Аллы Крикун.
Море она воспринимает по-особому, предпочитая следить за его изменчивой жизнью с прибрежной кромки. Красота маленьких бухточек, жизнь обитателей морского дна в ее исполнении далеки от чистенького, приглаженного реализма. Манеру Аллы Михайловны сравнивают с Ван Гогом и Сезанном, широкие мазки ее кисти не отображают, а лепят образы. Как говорит сама художница, ей нравится писать не столько людей, вещи или явления, сколько пространство между ними, сотканное из незримых связей, сложных взаимоотношений. А еще Алла Крикун не любит громкоголосого оркестрового звучания, ей больше по душе разнообразные соло — виолончели, фагота, флейты: "Мои картины — одинокая мелодия одного инструмента. Музыка, возникающая ниоткуда и бредущая в никуда…"
На презентации выставки Аллы Крикун. К сказанному следует добавить, что Алла Михайловна окончила знаменитую "грековку", работала декоратором в местных театрах, провела немало персональных выставок и стала победителем II Международной биеннале "Антиреализм" в номинации "Живопись" (Одесса, центр современного искусства "Тирс"). Произведения художницы находятся в музеях Одессы, частных коллекциях Украины, России, США, Канады, Франции, Швеции, Аргентины, Израиля и других стран. В Париже, в Центре современного искусства имени Жоржа Помпиду, тоже имеется творение нашей землячки. Такое признание сочетается с очень скромным уровнем жизни, что характерно для многих талантливых украинских мастеров.
Любовь к морю Алла Михайловна сочетает с восхищением степной природой, созданием портретов (в том числе и просоленных морскими ветрами рыбаков). Подчас суровые будни ее не пугают — разговоры с друзьями о тех же Ван Гоге и Сезанне, прогулки к морю, упорная работа… Понемногу отступают проблемы. Остается мелодия одинокой женской души, чуткой ко всему прекрасному.
А еще в экспозиции нашлось место для оригинальной графики Аллы Михайловны. Точность штриха, изысканность линии характерны для каждого листа, хотя художница вовсе не озабочена вопросом сохранения единой манеры в графике, эффектом узнавания. Рисунки гелевой авторучкой запечатлели портретные зарисовки, колоритные одесские сценки, пейзажи, фантазии на тему еврейского местечка. Алла Крикун в своей графике очень чутка, даже музыкальна. Недаром, говоря о ней, искусствоведы вспоминают фразу из музыкантского фольклора, гласящую: "Главное в страсти — точность". И так же, как каждый музыкант недоволен собственным исполнением после любого концерта, художница строга к себе. Поэтому ее выставки случаются не так часто, как того бы хотелось. Но вот — случилось…
Мария Гудыма