Кто наехал на тень Пушкина?
Сергей Осташко
IV Всеукраинский фестиваль-конкурс русской поэзии и культуры в Одессе «Пушкинская ОСЕНЬ в ОДЕССЕ» ознаменовался более высоким уровнем работ, представленных на конкурс. Это отметили все члены жюри – секретарь Союза писателей Москвы Кирилл Ковальджи, журналист и телеведущий, член Академии Российского телевидения Дмитрий Дибров, главный редактор киевского журнала «Радуга» Юрий Ковальский, поэт, прозаик, сценарист, председатель совета по прозе Союза писателей России Михаил Попов, поэтесса, прозаик, эссеист Олеся Николаева. Председатель же жюри и по совместительству организатор фестиваля Олег Борушко скромно отмолчался, заявив, что ему так кажется каждый год…
О возросшем уровне фестиваля «Пушкинская ОСЕНЬ в ОДЕССЕ» в этом году свидетельствует и тот факт, что в 2012-м было решено первую премию не присуждать, а в этом было несколько претендентов и при обсуждении их кандидатур даже разгорелись дебаты. То есть тройки призеров у разных членов жюри практически совпали, а вот по поводу распределения мест к консенсусу не пришли. Судьбу победителей решила арифметика. Каждый член жюри поставил в своем бюллетене 3 балла тому, кто, по его мнению, достоин первого места, 2 – серебряному призеру и 1 – бронзовому. Сумма всех баллов с перевесом в один и определила Королем украинской поэзии киевлянина Владимира Каденко, на втором месте – Ульяна Кривохатько (Запорожье), на третьем – Мария Луценко (Киев). Мария, кроме того, получила приз зрительских симпатий от тысячного зала филармонии, в котором проходил финал конкурса.
На турнир была вынесена пушкинская строка «Тиха украинская ночь…» из поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Вначале участники, вышедшие в финал (а всего было более 100 претендентов, приславших творческие заявки), прочли по одному конкурсному стихотворению, начинающемуся этой строкой, а во втором сете они читали по два своих стихотворения из десяти, поданных на конкурс.
Зал и членов жюри буквально «порвало» конкурсное стихотворение одессита Евгения Голубенко, написанное специально на злобу дня. За него поэт получил целых два спецприза от жюри и публики и конверт от неизвестного почитателя, сидевшего в зале. Еще один спецприз публики получила одесситка Владислава Ильинская.
Но, к сожалению, нынешний форум запомнился в основном не уровнем поэзии и, увы, не возросшим интересом одесситов к фестивалю, а небывалой разнузданной антипушкинской кампанией, развязанной при участии телеканала «Академия». Предмет нападок – мемориальный знак «Тень Пушкина», который организаторы фестиваля запланировали открыть на углу Дерибасовской и Ришельевской, чтобы увековечить место, где стоял дом Рено, в котором 13 месяцев жил поэт, и где он писал «Евгения Онегина».
Каких только обвинений не выдвигала так называемая «общественность города» в адрес инициаторов установки знака!
И в том, что «установление подобного знака – это глумление над памятью гениального русского поэта, национального символа России, творца и носителя в веках великого Русского слова, всемирнозначимого и почитаемого Сына России и Православной Церкви, государственника, символа славянской цивилизации».
И в том, что это «очередная попытка посеять рознь меж народами России и Украины, провокация конфликтов, беспорядков».
И что «сооружение «памятного знака» было предпринято «втихую», неизвестно на какие средства, и – не гражданином Одессы, но – России».
И даже то, что после установки знака «предоставляется возможность любому желающему пройтись по тени Поэта, потоптаться по ней, любым иным образом осквернить «памятный знак» – легко узнаваемое изображение А.С. Пушкина»!
Думаете эти фразы – параноидальный бред больного человека? Отнюдь! Это всего лишь выдержки из «Открытого письма в СП России от общественности города-героя Одессы».
Накануне открытия знака стало известно, что его противники запланировали протестную акцию, чтобы сорвать церемонию. Чтобы избежать открытого противостояния, городские власти попросили оргкомитет открыть «тень» не в 15.00, как было запланировано, а раньше. Поэтому, когда одесские СМИ прибыли на место события к оговоренному времени, они застали там с десяток кликушествующих бабушек, что называется, у разбитого корыта, то есть возле уже открытого знака.
Об уровне организованных кем-то протестующих свидетельствует хотя бы такая цитата из речи одной «общественницы»: «У меня была нейтральная позиция. Я не знала, как лучше, чтобы была эта тень, или чтобы ее не было. Но когда я прочитала, что африканцы сделали тень Обамы и топтали ее, то я поняла, что, наверное, не надо».
А вот как прокомментировал эту бредовую оголтелость обвинений член жюри Михаил Попов: «Многие вебсайты поставили информацию с одним и тем же заголовком: «В Одессе 26 сентября втайне от общественности была открыта художественная инсталляция «Тень Пушкина». Я потрясен этим заявлением. Получается, что одесситы до такой степени ненавидят Пушкина, что власти города вынуждены тайком от общественности открывать памятники великому русскому поэту. У меня было совсем другое мнение об одесситах».
Идея увековечить таким необычным способом одесское место проживания великого поэта принадлежит неизменному организатору фестиваля-турнира русской поэзии и культуры «Пушкинская ОСЕНЬ в ОДЕССЕ» Олегу Борушко и известному одесскому краеведу Олегу Губарю. А воплотить ее в жизнь помог вице-президент всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский.
Вот как они сами комментируют сложившуюся ситуацию.
1. Любой одессит имеет право на свое личное мнение по данному поводу и на форму, в которой это мнение высказывается.
2. Обсуждение проекта перешло из области здравого смысла в область политики и подогревается, подпитывается политиками, манипулирующими нашими эмоциями, направляющими эти эмоции в выгодном для себя направлении.
3. Относительно организации и финансирования проекта. Это инициатива международных поэтических фестивалей «ПУШКИНвБРИТАНИИ» и «Пушкинская ОСЕНЬвОДЕССЕ», которые проводятся ежегодно, соответственно 10 и 5 лет подряд. В жюри – выдающиеся деятели российской и украинской культуры. Например, в первые годы – поэт Римма Казакова, затем Людмила Улицкая, Виктор Ерофеев, Александр Городницкий, Дуня Смирнова и т. д. В нынешнем жюри одесского фестиваля – тоже замечательные поэты и деятели литературы. Финансирование – целиком за счет фестиваля, а не за городской бюджет. Скульптор Александр Князик и все остальные работают бесплатно.
4. Проект – часть ежегодной программы увековечивания пребывания Пушкина в Одессе. Сначала фестиваль создал и открыл за свой счет мемориальный знак на фасаде «Пассажа» младшему брату Пушкина, Льву Сергеевичу, жившему, умершему и погребенному в Одессе. Далее ежегодно намечено открывать мемориальные знаки на зданиях, сооружениях, в ландшафтах, связанных с пребыванием Пушкина в Одессе.
5. Главный и единственный контраргумент противников данного проекта заключается в том, что «Тень Поэта» будет подвергаться осквернению и надругательству, что ее будут топтать, что на нее станут плевать и т. п. Убежден, что такой аргумент не только не выдерживает серьезной критики, но порочен сам по себе. Ибо он исходит из чудовищного предположения о том, что мы, одесситы, беззаветно влюбленные в свой город, опустимся до подобной низости и мерзости. Я готов обойти вместе со всеми недовольными проектом всю Одессу, до самых глухих ее закоулков, спрашивая каждого встречного, станет ли он затаптывать и оплевывать Великую Тень. Покажите мне хоть одного, и я первым плюну ему в лицо!
Из этого выходит лишь одно. Некие политики-кукловоды, манипулирующие общественным сознанием и вовлекающие нас в свои подлые игры, считают нас быдлом. А как же еще понимать подбрасываемое нам подозрение в том, что мы на такое способны? Никто из одесситов не пойдет на поводу подобной провокации! Каждый в почтении остановится перед любым памятным знаком, и даже торопливый, замордованный, вечно занятый приисканием хлеба насущного горожанин вспомнит, какими великими тенями осенена Одесса, и это прибавит ему хоть немного сил – жить и творить вопреки всему.
И еще. Может, кто-то возьмется бросить в меня камень, будто я жил нечестно, прислуживая власти, за чужой счет, в довольстве и самодовольстве?! Будто посвятил свою жизнь не этому городу, а заколачиванию денег и хождению по головам?! Пусть такой объявится, и я направлю к нему своих секундантов и найду в себе силы выйти на поединок. Поэтому ставлю под этот проект свою голову и свою репутацию. И если заслужил доверие одесситов, прошу меня поддержать.
– Исходная идея знака такова. Ключевая пушкинская точка в Одессе, где поэт прожил 13 месяцев, написал первые 3 главы Евгения Онегина и пр., – никак не была отмечена в городе. Новое четырехэтажное здание было построено по абрису дома Рено, и, таким образом, по расчетам краеведа Олега Губаря, мы можем точно рассчитать точку в пространстве, где был упомянутый выше балкон. Кроме второго сплющенного этажа нынешнего строения на высоту косвенно указывает и тот известный нам факт, что извозчик, встав на козлы, рукою дотягивался до руки поэта.
Первоначальная идея – установить мемориальный знак в виде восстановленного балкона. Однако, он был бы задавлен огромными кариатидами слева и справа, гигантской вывеской «Сбербанка» снизу и нависающим фонарем сверху. Громоздить на здание очередную мемориальную доску – скучно, а одесситы скучать не любят.
Отсюда и возникла идея бросить тень поэта, стоявшего на балконе, на тротуар. Независимо от астрономических выкладок, ясно, что поэт ходил по городу и от него, извините, падала тень. Можно было выбрать для тени и любую другую точку, но почему не эту – ключевую в топографии всего пушкинского творчества?
В ответ же на единственный спорный аргумент о том, что по тени поэта могут ходить, могу привести целый ряд соображений.
1. Вы лично будете ходить? Если каждый задумается, наступать или нет, идею знака можно считать успешно выполняющей задачу по актуализации имени Пушкина, что в конечном итоге и является целью любого мемориального арт-объекта. Своеобразный лакмусовый тест на отношение одесситов и гостей столицы к поэту. Ну а коли наперед рассчитывать на варваров – тогда нужно просто опустить руки и не делать ничего.
2. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинский в 1727 году завещал похоронить себя у входа в Тюменский Троицкий монастырь (дальше цитата из его завещания) «дабы мимоходящие попирали мой прах ногами»…
3. Не припомню, чтобы Пушкин вызвал на дуэль человека, наступившего на его тень, а их у поэта было 29.
4. По меткому замечанию соавтора проекта Олега Губаря, гербы Одессы рассыпаны по одесским улицам на люках и пр., а тени от одесских храмов лежат спокойно на тротуарах и по ним радостно ходят одесситы и гости города. В руках мнут купюры с портретами выдающихся людей. В Голливуде (хотя он нам не указ) на Аллее звезд лежат под ногами отпечатки рук кумиров, многих из них любят как на Украине, так и в России. Примеры можно множить…
5. И последнее. Из бюджета города на проект не потрачено ни копейки. Вместо унылого серого асфальта на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской лежит красивая плитка с пушкинской мозаикой. Там нет портрета Пушкина. Там нет памятника. Там есть тень поэта – всегда живого. И спасибо руководству города за смелость в принятии решения об открытии арт-проекта «Тень Пушкина».
– У Михаила Коцюбинского есть замечательная повесть «Тени забытых предков», по которой Сергей Параджанов снял гениальный фильм. У меня такое впечатление, что мы, как манкурты, забыли, что город, в котором мы живем, создан не нами. Нам досталось наследие – и литературное, и архитектурное – от тех великих людей, которые и сейчас присутствуют в нашей жизни именно как тени. Как память о прошлом, которое мы не должны забывать. Мне кажется блестящей идея Олега Губаря и Олега Борушко визуализировать тень Пушкина возле дома Рено. Было бы замечательно, если бы в нашем городе, всегда славившемся свободным дыханием, отнеслись бы к появлению тени Пушкина с легкостью и улыбкой. Если десяток человек хоть в одном месте перестанут плевать на тротуар, это тоже будет полезно для города.
А напоследок хочется привести то самое, написанное на злобу дня, конкурсное стихотворение Евгения Голубенко, которое «порвало» зал филармонии.
Тиха украинская ночь…
Тиха ль? Неужто?
В ней всякий, походя, не прочь
Ругнуть Борушко.
Мол иноземец, мол плебей,
Лазутчик вражий.
«Ату его! Всем скопом бей!
В ответ не вмажет…
Такие надцать лет назад
Топтали б дали…
Их в Полюс ввинчивал по зад
Товарищ Сталин.
Иди-ка в Лондон от греха,
Олег Борушко.
Здесь у любого петуха
Своя кукушка».
По мелочам, по пустякам
В угоду бесам,
То тут, то там, то тут, то там
Бурлит Одесса.
Но в ступе нечего толочь
Мне ересь эту.
Тиха украинская ночь,
Как тень поэта.
Журнал "Фаворит"