Учитель и друг. О Евгении Михайловиче Голубовском. Евгений Деменок
Вот уже восемь лет, как пятое декабря для меня - особенный день. День рождения Евгения Михайловича Голубовского.
Восемь лет... Кажется, мы знакомы гораздо, гораздо дольше.
Нет, мы действительно знакомы гораздо дольше, но вряд ли Евгений Михайлович обращал внимание на меня, шестилетнего, игравшего с Катей Мальцевой на даче у Николая Алексеевича Полторацкого. А я, разумеется, не понимал, о чём они говорят, что обсуждают.
Дорого бы я дал сейчас за то, чтобы вновь услышать их разговоры.
Зато сейчас я ловлю каждое слово Евгения Михайловича. Как и все те, кто приходит в гости к нему домой, в квартиру на Большой Арнаутской.
Оно и понятно - людей с таким багажом знаний об истории и культуре Одессы в городе можно пересчитать по пальцам. Да что в городе - в мире. Опять же, совершенно не обязательно ограничиваться Одессой – иногда кажется, что он знает всё и обо всём, а главное – в курсе всех последних событий.
Но главное, конечно – литература и живопись. Именно от Голубовского узнают о книжных новинках читатели альманаха «Дерибасовская – Ришельевская». Ну, а друзья – друзья узнают от него о новинках по интересующей их теме, ведь он помнит о каждом. Я, например, о большинстве новых книг и статей о футуризме слышу именно от Евгения Михайловича. Как у него получается обо всём узнавать первым – ума не приложу.
Замечать новое и открывать заново забытое – особый дар. Благодаря Евгению Михайловичу мы вновь открыли для себя Владимира Жаботинского и Ефима Зозулю, Анатолия Фиолетова и Владимира Пяста. А уж сколько предисловий к вышедшим в нашем городе книгам он написал, не знает, думаю, даже он сам.
Именно от Голубовского одесситы всего мира узнали и продолжают узнавать о выдающихся и просто интересных одесских художниках – живущих ныне и живших сто лет назад. Именно благодаря ему смогли в застойные годы устроить свои первые выставки многие художники, проповедовавшие «неофициальное» искусство, а одесситы узнали о них из его статей, газетных публикаций.
В общем, Голубовского знают, любят и ценят везде - от Одессы до Нью-Йорка, от Москвы до Иерусалима, от Праги и Милана до Сиднея.
Именно живущий сейчас в Сиднее Юрий Михайлик написал десять лет назад:
"Голубовский — как говорят архитекторы — градообразующий фактор".
И это ни в коей мере не является преувеличением.
Во многом благодаря Евгению Михайловичу в 1960-70-х возродился образ Одессы - образ города необычного, не такого, как все; города с уникальными людьми, со своей контркультурой, со своим уникальным прошлым. Сегодня мы привычно называем это "одесским мифом", и по сей день знатоки Одессы, краеведы и просто "фанаты" нашего города, зачастую сами того не зная, продолжают начатое им дело.
Две истории о Евгении Михайловиче я рассказываю тем, кто по нелепой случайности с ним ещё не знаком. Историю об улице Бунина и историю о диспуте о современном искусстве в Политехе. Согласитесь, редкий советский студент мог непринуждённо рассказать о том, что в институте его восстановили благодаря заступничеству Ильи Эренбурга и Бориса Полевого. Сейчас нам трудно себе представить, что за рассказ об импрессионистах и кубистах у лектора могут быть какие-либо неприятности, а тогда, в 1956 году, это могло погубить карьеру и даже судьбу. И всё же, когда встал вопрос, кто именно выступит с докладом, сомнений ни у кого не возникло –Женя Голубовский знал тему лучше всех.
Живопись и литература. Любовь к ним изменили его судьбу – карьеры инженера, к счастью, не случилось, и в одесской журналистике на десятилетия появилась новая звезда. Никого не удивлю, если скажу, что и сегодня Евгений Михайлович задаёт тренды и в одесской журналистике, и в художественной и литературной критике.
Но он не только задаёт тренды. Он обладает удивительным даром вдохновлять. Трудно сосчитать авторов, которые благодаря ему нашли название для книги или тему для рассказа, идею для статьи и просто нужную, иногда критически важную информацию.
А уж сколько рукописей, авторских черновиков, проб пера видел на своём веку Евгений Михайлович… И сегодня – минимум десяток в месяц. Но думаю, что больше.
Восемь лет назад мы задумали открыть при Клубе одесситов литературную студию. Так появилась «Зелёная лампа». За эти годы у нас читали свои стихи и прозу десятки авторов, мы выпустили восемь сборников и с гордостью можем сказать, что хорошая литература в Одессе есть.
Я счастлив, что несколько лет в соавторстве с Евгением Михайловичем мы выпустили три сборника интервью с одесскими художниками «Смутная алчба». Знаю, что сборники эти есть на книжных полках многих ценителей одесского искусства.
А ещё я счастлив тому, что накануне юбилея у Евгения Михайловича вышла долгожданная собственная книга - «Глядя с Большой Арнаутской». Ведь он написал так много предисловий и вступлений к книгам одесских – и не только, авторов, стольких вдохновил на творчество, что его собственная его книга давно уже назрела.
Недавно мы с Евгением Михайловичем открыли мемориальную доску Давиду Бурлюку. Владимир Маяковский написал о Бурлюке такие строки:
«Всегдашней любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца».
Не знаю, почему, но именно эти строки пришли мне в голову, когда я начал писать о Евгении Михайловиче.
Прекрасный друг. Мой действительный учитель.
Евгений Михайлович, вы нам очень нужны!
С юбилеем – и до 120!
Интервью Евгения Голубовского телеканалу ГЛАС накануне юбилея