Евгений Голубовский — имя в истории города
Конечно же, мы знаем, что с днем рождения человека заранее не поздравляют, и готовы были смиренно ждать наступления 5 декабря, чтобы в день некруглой, но требующей к себе уважения даты, сказать Евгению Михайловичу Голубовскому, как мы его ценим и любим. Но день рождения выпадает в день между выпусками «Вечерней Одессы», поэтому у именинника есть два выхода: отложить газету до 5 декабря или прочесть публикацию заранее, чтобы создать себе должное настроение.
Мы, «вечеркинцы», выскажемся первыми. Ведь Евгений Михайлович — человек из блестящей когорты первого состава «Вечерней Одессы». Это потом были «Всемирные Одесские новости», «Одесский вестник», «Вестник региона», альманах «Дерибасовская — Ришельевская»… Всю жизнь в Одессе, которую любит, которая любит его, и подтверждение этому — наградная лента Почетного гражданина города.
Сколько творческих лет прошло, а Голубовский по-прежнему интересен, талантлив, авторитетен, энергичен, активен. И молод душой. Всегда безошибочно умевший распознавать талант, он просто не мог не участвовать в проекте, предложенном ему в свое время Евгением Деменком, — в создании литературной студии «Зеленая лампа» под крышей Всемирного клуба одесситов.
Желая НАШЕМУ Евгению Михайловичу долгих лет, передаем слово студийцам, чья поздравительная идея называется «Оммаж Голубовскому». Кто «споткнулся» о незнакомое слово, вот вам объяснение от предложившего такое название для именинной подборки Евгения Деменка:
«В переводе с французского «оммаж» — это признательность, дань уважения, а в искусстве — работа-подражание другому творцу. Всё это более чем подходит в отношении к имениннику.
Евгению Михайловичу Голубовскому исполняется 5 декабря 86 лет. И мы, его ученики, участники литературной студии (или, если угодно, даже группы) «Зелёная лампа», не только уважаем и любим его, но и во многом подражаем.
Эта публикация — наше признание в любви».
Оммаж Голубовскому
Елена Андрейчикова
Конечно, у нас принято хвалить именинника, делать комплименты и носить с нежностью на руках.
Обязательно!
Всенепременно!
Особенно, когда есть за что.
Но я сейчас не буду.
Не могу.
Мне хочется пожаловаться.
Да, на именинника!
Сил нет.
Не угонишься за этим гиперактивным и жизнерадостным одесским Стрельцом, всегда элегантно одетым, часто с какой-нибудь хорошей книгою в руках. Рекомендует. Рецензирует. Или ставит автограф. Дарит. Он иногда в изящных очках и всегда в сдержанной самоуверенности.
Хорошо ему, Евгению Михайловичу, говорить мне о том, что надо работать, писать, не тратить время на тревоги, читать больше, улыбаться чаще, при этом находить время на удовольствия и шампанское.
А где взять столько энергии, как у него? А столько молодости? А столько оптимизма? Рецепт он не дает. А только ставит дедлайны.
Закончи поскорее книгу. К Новому году жду.
И не отвертеться.
Охаешь, вздыхаешь, взываешь к милосердию, но он только улыбается и сыплет искрами добра из глаз. Стреляет по сердцам мудростью и вдохновением.
Никакой жалости у него к окружающим. Нет спасения от его жизнелюбия. Заражает и заряжает, и приходится пахать, подражая неподражаемому. И не терпит ни извинений твоих, ни объяснений, ни отлагательств.
Даже пожаловаться некому!
Фух.
Полегчало.
А дорогой Евгений Михайлович, пока я ною и хнычу, уже написал новый важный текст. А может, и не один.
Караул.
Но.
Терпим эту элегантную тиранию и дальше.
С любовью и признательностью.
Хотим ещё терпеть много-много лет.
Ясно вам, любимый одесский Стрелец?!
* * *
Виталия Бабущак
Вчителю та наставнику Євгенію Михайловичу Голубовському
І сила замала у зброї та страху,
І світ не перегне їхній терор раптово.
Одна лиш тільки річ на нашому шляху
Могутніша за все — то слово!
Слова рятують нас у непрості часи.
Вони формують світ,
нотують та віщують.
Низький вам мій уклін за те, що голоси
Ви чули у місцях, де їх нікто не чує.
Уклін аж до землі!
Уклін вам за талант і за стійке терпіння,
За те, що ви для нас, наче маяк у млі
За те, що деревця пустили вглиб
коріння.
* * *
Евгений Деменок
Лучше всего мы учимся у тех, кто рядом.
Поэтому так важен правильный выбор друзей.
А вот учителей, настоящих учителей не выбирают. Они сами появляются в нашей жизни в нужный момент.
Именно так в 2008 году появился в моей жизни Евгений Михайлович Голубовский.
Я начинал тогда свои литературные опыты и носился с идеей создания в Одессе литературной студии. Георгий Голубенко перенаправил меня к Валерию Исааковичу Хаиту, а тот уже представил меня Евгению Михайловичу.
Мы моментально обо всём договорились, и вскоре на свет появилась «Зелёная лампа».
С тех пор Евгений Михайлович стал моим камертоном — и это относится отнюдь не только к литературе.
Это относится и к умению ежедневно делать своё дело, невзирая на то, что происходит вокруг; бодрости, бесконечной изобретательности, искусству сосредоточить вокруг себя талантливых людей и поддерживать их всеми возможными способами. Скольким из нас Евгений Михайлович помог издать книги? Скольких вдохновил и направил? Сколько предисловий написал? Речь ведь идёт о десятках авторов. Для многих из нас Евгений Михайлович является первым читателем — первым и самым важным. По крайней мере, я вот уже многие годы все написанные тексты, в первую очередь, отправляю ему. Отправляю и жду, волнуясь, его реакции.
Однажды в разговоре я пошутил о том, что Евгений Михайлович — гвоздь, на котором висит пальто одесской культуры. Все мы знаем, что в каждой шутке есть лишь доля шутки — остальное правда. В этой — точно.
Время неумолимо бежит вперёд, и вот уже приближается очередной день рождения нашего учителя и друга. Восемьдесят шесть! Но ведь возраст — это только цифра. И даже сейчас, во время войны, Евгений Михайлович, у которого в Фейсбуке тысячи подписчиков, каждый вечер пишет не посты даже, а эссе — о поэтах, о художниках, об Одессе мирной и военной. Именно он, наш вечный двигатель, растормошил всех нас через несколько месяцев после начала войны — когда писать не было никаких сил — чтобы пересилить себя и прислать тексты для придуманного им же сборника «Война в стихах и прозе одесских авторов». Именно он неустанно напоминает нам о том, что пора выпускать в свет новые книги — ведь это то, что останется от нас.
Евгений Михайлович, вы очень нужны всем нам. И очень нужны Одессе.
* * *
Майя Димерли
Несколько лет назад мы с Евгением Михайловичем написали стихотворение. Он подал рифму. А потом написал, что ему нравятся подобные стихи. Так что считаю, что хоть стих и не нов, но имеет право на то, чтобы быть вспомненным.
Однажды в Копенгагене
Романс для Русалочки
Проснуться утром. Выпить чашку кофе
И обнаружить, что уже июль
Что над тобой смеется Мефистофель
Что кошка сорвала с окошка тюль
И тюльку съела и роман заводит
А на заводе бригадир поет
Что слух в народе будто взвод
на взводе
От здешних грешных неземных
красот
Здесь календарь роняет
стопкой числа
Вливая в стопку воздуха глоток
И женской грудью красота нависла
И побежал по телу острый ток
И кажется сейчас романс родится
И стих сочится из душевных фибр
Но сколько рифме по миру ни виться
Блаженная споткнется о верлибр
Семь нянек разомлели и куняют
Купаются на речке голыши
А малохольные всё рифму сочиняют
Хоть кол на голове у них теши.
13.07.2018 г.
* * *
Виктория Коритнянская
Творящему историю Одессы…
Всеми своими достижениями и успехами на литературном поприще я обязана Евгению Михайловичу Голубовскому. Собственно, на этом мой текст-посвящение имениннику можно было бы и закончить. Потому что в этих, казалось бы, простых словах все мои надежды, часы упорного труда и огромная, невыразимая признательность этому удивительному человеку. Человеку из плеяды смелых и отважных, бесконечно влюблённых в Одессу людей. Подвижнику, добровольно взвалившему на себя служение родному городу и всему, что связано в нём с культурой, и литературой в особенности.
Мне кажется, что уже при жизни Евгений Михайлович превратился в человека-легенду, известную далеко за пределами не только Одессы, но и Украины, ведь именно его стараниями мир обогатился и, уверена, ещё непременно обогатится творчеством сотен, если не тысяч, художников, поэтов и прозаиков. А ещё Евгений Михайлович давно уже стал волшебником, именем которого открываются в Одессе многие двери…
Я не буду писать, как я познакомилась с Евгением Михайловичем. Я писала уже об этом в одном из своих рассказов. И думаю, всем прихожанам «Зеленой лампы» впору засесть за написание коллективного романа, о том «Как Голубовский вдохновил, убедил, заставил…», а дальше у каждого будет что-то своё: «написать стих, рассказ, эссе, роман… Попробовать себя в прозе… Составить, наконец, книгу…». Возможно даже, этот роман будет начинаться такими словами: «Пятого декабря, в год 1936 от Рождества Христова, в Прокопьев день, с первыми проклюнувшимися под снегом ростками волшебной травы ефилии родился в Одессе мальчик…».
А знаете ли вы, чем знаменательно ещё пятое декабря? Во-первых, в этот день весь мир отмечает Международный день добровольца. Во-вторых, пятого декабря родились писатели Афанасий Фет, Федор Тютчев и Владимир
Тендряков, художник Коровин, мультипликатор Уолт Дисней и создатель первых в мире громкоговорящих установок и систем звукового кино Александр Шорин. А еще в этот день состоялось первое публичное заседание Академии наук, утверждена самая «лучшая» в мире советская конституция, и спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». «Мог ли, — спрашиваю я вас, — родиться в такой день обыкновенный человек? Нет! И не забывайте ещё! Просто учтите! — кричу я вдогонку. — Что родился Евгений Михайлович не где-либо, а в нашей, такой удивительной и прекрасной Одессе! По улицам которой, на виду у солнца и моря ходили Пушкин и Бабель, Багрицкий и Паустовский, Олеша и Катаев... И вот — сначала Одесса влияла на Голубовского, а теперь Голубовский влияет на Одессу…».
Евгений Михайлович, надеюсь, я оправдала Ваши ожидания и не подвела. Книга моих рассказов и сказок, вот-вот долженствующая появиться на свет, является, вероятно, этому подтверждением. С днем рождения Вас! Будьте здоровы! Будьте с нами! Будьте с Одессой!
* * *
Илья Каминский
Когда началось вторжение, я написал друзьям: что делать, чем помочь? Написал это и Евгению Михайловичу. Он ответил: «Если хочешь помочь, присылай стихи. Путины приходят и уходят, а мы начинаем новый номер литературного журнала».
У этой фразы выросли крылья: её повторяли писатели в Америке и Германии, в Италии и Франции. Поэты в Швеции издали благотворительную антологию, услышав слова: «Путины приходят и уходят, а мы начинаем новый номер литературного журнала». То, что сделал Голубовский, давало людям веру в словo, в язык, в человеческий дух. Но именно этим Евгений Михайлович и занимается в Одессе уже много лет. Впервые я встретил его в 1992 году, когда он приезжал в мою 107-ю школу, говоря о поэзии, об Одессе. Его слова были заразительны, и я запомнил их на годы.
Долгих лет поэзии Вам, дорогой Евгений Михайлович!
* * *
Анна Михалевская
Евгений Михайлович Голубовский для меня — это волшебник, который так любит реализм, что знает, как сделать чудеса явью.
Это наставник, который помогает увидеть свою единственно верную дорогу.
Это друг, с которым можно молчать об одном и том же и быть услышанным.
Это память обо всех удивительных и незаслуженно забытых.
Это сила, которая никогда не заставит тебя подчиняться.
Это знание, которое простирается далеко за пределы одной жизни.
Это честность, которая не изобличает, а помогает двигаться дальше.
Это надежда, когда надеяться больше не на кого и не на что.
Это вера, когда ты и хотел бы поверить в себя, но никак не получается.
Это любовь, которая дает свободу, и потому к ней хочется возвращаться.
С днём рождения, дорогой Евгений Михайлович! Спасибо за свет!
* * *
Елена Палашек
Евгению Голубовскому
Ты так похож на полосу в судьбе,
что шарфиком легла не мне
на плечи.
Ценю тебя — хоть внешне так себе —
мечтаю каждый раз о новой встрече.
Ты — для меня бездонный океан,
нет, рулевой библейского ковчега,
что для спасенья амнезийным дан,
которые, как я,
в любовь с разбега.
Я откололась от любви к любви,
и плаваю в твоих глазах, как щепка.
Но если что, то ты меня зови!
Здесь «если что» —
серьёзная зацепка.
И мысли, и слова по старшинству
не заняты душевным саботажем:
на каждом нашем новом рандеву
моя влюблённость удивляет стажем.
Увы, наполнен грустью кровоток:
нас разделяют люди и тревоги,
поэтому оставлю между строк
к победе нас ведущие дороги.
* * *
Анна Стреминская (Божко)
Первая моя встреча с Евгением Михайловичем Голубовским произошла в 1989 году. До этого моё стихотворение впервые опубликовали в газете «Знамя коммунизма» — тогда я решилась, наконец, «обнародовать» свои поэтические опыты. Вскоре Евгений Михайлович связался со мною и предложил опубликовать стихи в «Вечерней Одессе». Я, конечно же, согласилась. Поэт Юрий Николаевич Михайлик, в то время руководитель клуба-студии «Круг», членом которой я была, сказал мне: «Евгений Михайлович — один из главных «понимателей» стихов в Одессе. Уж если он тебя заметил, то это хороший знак!». Прихожу к Евгению Михайловичу, приношу стихи. Вскоре в «Вечерней Одессе» появляется моя большая подборка. Среди стихов — «Перестроечная баллада», написанная верлибром (о художнике, которого, благодаря перестройке, наконец-то, перестали сажать в психиатрическую лечебницу). В подборке, кроме баллады, было ещё два «белых» стихотворения и три, написанных в рифму.
При следующей встрече Голубовский со смехом протягивает мне письмо от некоего отставного военного, пришедшее в редакцию. «Вот тебе, — говорит, — первый отзыв на твое творчество!» Беру письмо, читаю: «Тот, кто посоветовал Вам напечатать стихи Анны Божко, дал Вам очень плохой совет! Стихи Божко очень плохие — в них нет ни рифмы, ни ритма!..». И дальше всё в том же духе. Мы с Евгением Михайловичем от души посмеялись.
Затем, слава Богу, на мои стихи последовали уже совершенно другие отзывы. После, по предложению Голубовского, я начала писать небольшие заметки и статьи о художниках, о выставках, о спектаклях для «Вечерней Одессы» и других газет. Не обошлось и без казусов: написала небольшую статью о готовящемся в Театре кукол спектакле. Но так как была очень застенчива, то боялась лишний раз обратиться к людям, и о фамилиях актеров спрашивала у сидевшего рядом композитора. Статья вышла, но после этого последовал гневный звонок в редакцию главного режиссера театра В. Левченко. Оказалось, что все до единой фамилии актеров перепутаны (а композитор, наверное, просто решил развлечься).
До сих пор благодарна Евгению Михайловичу, так как именно он способствовал моему приобщению к печатному слову. И именно он мог позвонить и сказать: «Аня, твои стихи запланированы в журнале «Одесса», в «Дерибасовской — Ришельевской» и так далее. И я понимала, что нужно готовить публикацию, и эта публикация должна быть качественной. И потом я поняла, что Голубовский любит быть первооткрывателем молодых талантов и помогать им пробиваться в жёсткий мир литературы.
* * *
Юлия Цымбал
Е. М. Голубовскому
Мы с другом читали свои стихи на творческой встрече молодых поэтов. Женя Деменок пригласил моего друга на студию «Зеленая лампа» во Всемирном клубе одесситов. А потом, посмотрев на меня, добавил: «Ну и вы приходите».
Ну я и пришла. И познакомилась с Евгением Михайловичем Голубовским, автором многих книг, человеком, тонко чувствующим искусство, который в тот вечер вёл студию. Интеллигентный, невысокого роста, он внимательно слушал наши стихи, изредка склоняя голову в знак поощрения.
Я, вцепившись в плечо впереди сидящего поэта, дрожащим голосом прочитала стихотворение.
— Хорошо, — слегка грассируя, сказал Е.М.
У меня отлегло от сердца.
Закончив первое отделение, он пригласил всех на бокал вина с бутербродом.
Мы тогда не остались на второе отделение. Было слишком много эмоций.
В результате друг больше не пришёл.
А я — я уже более 10 лет прихожу на «Зелёную лампу», пишу стихи и прозу, издала книгу, и каждый раз меня не оставляет волнение перед выступлением в присутствии Евгения Михайловича.
Особенно, когда он наклоняет голову и, слегка грассируя, произносит: «Хорошо».