Надежда – мой компас земной
Аннета Михайлова
Это случилось в День всех влюбленных, 14 февраля. Наша се мья собралась тогда за большим круглым столом, покрытым вы шитой скатертью, не просто так: в этот день 37 лет назад мои ба бушка Надежда и дедушка Николай стали мужем и женой.
Вместе мы смотрели старые фотографии. Бабушка, как всегда, пела свою любимую песню «Надежда», вспоминала певицу Анну Герман, грус тила об ушедшей юности, а дедушка говорил, что грустить не стоит, что прошлое всегда с нами, и все, что мы имеем, исходит из прошлого.
– Как это? – спросила я.
– Очень просто, – ответил дедушка. – Прошлое – основа настоя щего и будущего. Говорю как историк. Вот, например, если бы много лет назад я не встретил твою бабушку, то тебя не было бы на этом свете.
…Почему-то раньше мне никогда не приходило в голову спросить, как же они познакомились – простой паренек из Вилково и коренная одесситка. Я задала этот вопрос, а бабушка попыталась отшутиться:
– Знаешь, детка, Михаил Жванецкий говорил: «Земля малень кая, а Одесса большая, и она тонким слоем растеклась по всей Земле». Так и познакомились.
– А если серьезно? – не унималась я.
– Если бы не Фельнер с Гельмером, не Боффо со своей чудо-лест ницей, не Анна Герман со светлой песней «Надежда», то не было бы на свете ни твоей мамы, ни тебя, – улыбаясь, ответила бабушка.
Видимо, мое лицо имело такое нелепое выражение, что бабуш ка и дед рассмеялись и рассказали мне историю своей любви.
В июне 1974 года мой дедушка Николай, большой любитель истории и археологии, приехал в Южную Пальмиру, чтобы стать студентом. А юная бабушка готовилась поступать в музыкальное училище, чтобы научиться петь, как Анна Герман.
В этот день она пела особенно хорошо. Прогуливаясь по берегу, вды хая свежий морской воздух, она напевала свою любимую песню «Надеж да»: «Надежда – мой компас земной, а удача – награда за смелость…».
У подножия Потемкинской лестницы ее окликнул молодой человек.
– Вы очень красиво поете. Скажите, могу ли надеяться на на граду за смелость?
– Сейчас вы сами поймаете мою мысль или вам помочь? – по одесски вопросом на вопрос ответила бабушка и стала подни маться по лестнице.
– А хотите, мы посчитаем вместе ступеньки? Их должно быть ровно 192!
И дедушка начал говорить очень быстро, словно боялся, что бабушка убежит или испарится, как виденье. Говорил о том, что раньше у подножия лестницы плескалось море, о том, что ступе ни из итальянского серо-зеленого песчаника, что автор – архи тектор Боффо, и что построили ее в XIX веке, а называли и Нико лаевской, и Бульварной, и Гигантской.
Они медленно поднимались, а дедушка все говорил и гово рил. О том, что Гигантской лестницу назвал посетивший Одессу Марк Твен. О том, что Жюль Верн в одном из своих романов писал о ней как о монументальной. И что Потемкинской ее назвали по сле фильма Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
– А еще говорят, что Потемкинская лестница – восьмое чудо света. Это правда, как вы думаете?
– Чудо я здесь вижу только одно! – строго сказала бабушка, имея в виду дедушку, хотя понимала, что строгость эта напуск ная, ненастоящая.
Человек, который с такой любовью рассказывал о ее родном городе, не мог не понравиться ей. Многое из рассказанного юно шей она слышала впервые.
– А хотите, я покажу вам настоящее чудо?
И бабушка повела молодого человека к своему дому в Воронцов ском переулке, 4. С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличаю щийся от остальных старых жилых построек. Но как же удивился дедушка, когда посмотрел на дом сбоку, с определенного ракурса, – он был плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена!
– Как же такое может быть? – воскликнул дедушка.
– Секрет архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сра зу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму, – сказала бабушка. – Говорят, что во время строительства дома еще в цар ской России не хватило средств на постройку боковой стены, вот и при шлось свести две стены вместе. А знаете, – таинственно прошептала бабушка, – наш дом называют «Ведьминым». Не боитесь, что я ведьма?
Дедушка не боялся.
– Как зовут ведьму?– поинтересовался он.
– Надежда, – ответила бабушка.
– Значит, будете моим компасом земным. Для начала покажи те, где у вас оперный театр. Я много читал о венских архитекто рах Фельнере и Гельмере и хочу своими глазами увидеть Мельпо мену над главным портиком на фасаде.
Пока мои юные бабушка и дедушка рассматривали скульптур ные группы на сюжеты из древней мифологии, восхищаясь Ор феем и Терпсихорой, один из шестнадцати амуров выстрелил им в сердца своими золотыми стрелами.
Спустя некоторое время бабушка стала учиться петь, а дедуш ка поступил на исторический факультет университета. А еще он получил достойную награду за свой ум и смелость. Надежда ста ла его компасом земным – вышла за него замуж.
– Вот так, внучка, прошлое стало основой настоящего и буду щего, – сказала бабушка.
А мое воображение нарисовало идущих по Потемкинской лестни це из прошлого в будущее моих молодых и влюбленных бабушку и де душку. И я поняла: если бы не мой родной город Одесса, не его слав ное прошлое, не любовь моего деда к истории и бабушкино увлече ние чистым и прозрачным, как ручей, голосом Анны Герман, никогда не стала бы Надежда из Ведьминого дома компасом земным для Ни колая, не появилась бы на свет моя мама и не было бы никогда меня.
Теперь я знаю: сколько бы лет ни прошло, как далеко ни была бы я оторвана от дома, моя семья и моя Одесса – это моя опора, моя надежда и мой компас земной!