colontitle

Голкипер «Черноморца» Георгий Городенко: Я – воспитанник «пересыпского» футбола

Татьяна Орбатова

Одесситы 60-х помнят то "чемпионское время"...Одесситы 60-х помнят то "чемпионское время"...

Фамилия вратаря Городенко мне давно известна. Мой папа, большой любитель футбола, нередко ее называет, когда речь заходит о «Черноморце».

– Очень подвижный, ловкий и рационально мыслящий вратарь. Он умудрялся взять очень сложные мячи! – так охарактеризовал его папа. Когда же я встретилась с Георгием Городенко, поразилось тому, что он в свои семьдесят лет не утратил оптимизма. Веселый, энергичный, доброжелательный человек – таким я его увидела.

Жора с Пересыпи

Георгий ГороденкоГеоргий Борисович хоть и родился в Одессе, но до 1949 года вместе с родителями (папа был морским офицером, капитаном первого ранга) проживал в разных городах СССР. Ему исполнилось пятнадцать лет, когда семья окончательно перебралась в Одессу. Жили на Пересыпи.

– Учиться пошел в школу № 30, что на Ярмарочной площади. А «казенить» мы с ребятами бегали через дорогу. Там был стадион Завода имени Октябрьской революции (ЗОР), где мы играли в футбол. Меня в свое время сильно впечатлил художественный фильм «Вратарь», и поэтому я предпочитал стоять на воротах, – с улыбкой вспоминает Георгий Борисович.

Именно на этом стадионе очень скоро его заметил тренер первой команды завода Григорий Кравченко. Видел, что мальчишка хорошо ловит мяч, вот и предложил ему играть за детскую команду завода. Как говорит сам Георгий Городенко, в те времена все ребятишки увлекались этим видом спорта – мяч «пинали» на любом пустыре, у дороги. И попасть в заводскую команду было великим делом. Хотя бы потому, что в пятидесятые годы прошлого столетия престиж одесских заводских команд был очень высок.

Двое умных, третий – футболист?

Георгий Городенко - Ворота на замкеГеоргий Городенко - Ворота на замкеВ Одессе было немало футбольных клубов. Между собой сражались футболисты Завода им. Октябрьской революции, Автосборочного завода, «Кислородмаша», «Красной гвардии», «Стройгидравлики», «Январки», трамвайно-троллейбусного управления и многие другие. Георгий Борисович рассказал, что в каждом клубе было пять команд – детская, юношеская, и взрослые – третья, вторая и первая.

– Мой папа, когда я ему сообщил о том, что меня пригласили в заводскую команду, вспомнил строки из анекдота: было у отца три сына, двое умных, а третий – футболист. Нет, он меня не отговаривал, но было видно, что ему это не очень импонирует. Правда, потом у него мнение изменилось. Год я был членом детской команды. Помню, запихну в авоську спортивный костюм и около пяти пар носков и на тренировку. Ведь тогда у нас были проблемы со спортивной обувью. Но нам отдавали «буцы», которые носили старшие футболисты из заводского клуба. Буцы эти приходили в негодность, их скопом собирали и отдавали в починку. А потом в раздевалке мы разбирали между собой отремонтированную обувь: старались по размеру. Но иногда размер был больше – вот и наденешь несколько пар носков, затем натянешь на ноги буцы и вперед – на поле, – улыбается он.

В 1952 году из первой (основной) команды ЗОР ушел вратарь и Жору Городенко поставили на ворота. Как он вспоминает, поначалу он не мог назвать своих коллег по имени. Ведь они все были взрослыми людьми, а он еще совсем юный. Так и кричал им: дядя Вася, дядя Петя.

ФШМ

В этом же году в Одессе появился первый прообраз футбольных детско-юношеских школ – футбольная школа молодежи. Подобных школ в Советском Союзе было немного – пять или шесть. Приказом областного спортивного комитета вся перспективная молодежь, которая играла в футбол при заводских командах, должна была перейти в школу. Правда, Георгий Городенко не хотел покидать свой родной клуб, но парню объяснили, что если он собирается за нее играть, то команде будут засчитывать поражение. Пришлось смириться, и молодой «зоровец» стал воспитанником футбольной школы. Вместе с ним в школу пришли такие в будущем известные футболисты, как Володя Щегольков, Юра Заболотный, Костя Фурс, Володя Елисеев, Вася Москаленко. Тренировки проходили на нынешнем стадионе ОНУ им. И.И. Мечникова, что располагается в Шампанском переулке. А тогда это был стадион «Водник».

– Помню, нам выдали спортивные костюмы с начесом изнутри, на кофте было нашито «ФШМ». Как мы гордились! Это сейчас спортивная одежда весьма разнообразна, а тогда – нет. Вот я и вышагивал в нем по Пересыпи. Ребята всегда подходили ко мне, чтобы спросить о тренировках и потрогать нашивку, – вспоминает Георгий Борисович.

От «Пищевика» к «Черноморцу»

Команда молодости нашей...В 1954 году Георгий Городенко в составе футбольной школы молодежи играл против своей родной команды ЗОР. Молодежь проиграла старшим футболистам со счетом 3:1. Но после этой игры подошел к ребятам администратор футбольной команды «Пищевик» Илья Феликсович Алидарт и предложил Георгию Городенко, Владимиру Елисееву и Вадиму Чичкину прийти на стадион «Спартак» на просмотр.

– Володю Елисеева и Вадима Чичкина зачислили в команду завода «Красная гвардия», которая участвовала в первенстве Украины среди любительских команд. А мне предложили тренироваться в «Пищевике». В 1955 году я уже играл за взрослую команду. Первый мой матч был с командой «Спартак» (Ужгород). Когда я впервые вышел на стадион в составе «Пищевика», слышал, как одесситы приветствовали футболистов. А потом вдруг раздался крик: «Жорка, давай!». Оказывается, среди болельщиков были пересыпские ребята, они меня узнали, – рассказывает Георгий Борисович.

Он вспомнил, как в 1956 году впервые выехал в составе этой команды за границу – в Болгарию. Говорит, что его, привыкшего к тому, что в советских магазинах (особенно промышленных) совсем «не густо», в первую очередь поразило изобилие товара. А когда он увидел симпатичные футболки-тельняшки, правда, с узенькими полосками, но стоившими всего лев, накупил их всем своим друзьям в подарок.

– По большому счету, нам в заграничных поездках, даже когда мы уже были «Черноморцем», суточные платили – копейки. Полагалось, по-моему, 20 долларов, но никто этого не давал. Все деньги получал тогда руководитель делегации. Он и раздавал нам самую малость, а остальное привозил назад. Объяснялось это тем, что деньги даются на «крайний случай», если вдруг что-то произойдет незапланированное или какая поломка транспорта, – делится воспоминаниями Георгий Городенко.

В 1958 году команда «Пищевик» перешла в ведение ЧМП, а в 1959 стала называться «Черноморец». До 1965 года включительно защищал ворота этой команды Георгий Городенко.

Команда молодости нашей...

Команда молодости нашей...

Болельщики вчера и сегодня

Разговаривая с легендой одесского футбола, я не могла не поинтересоваться тем, насколько сильно отличаются болельщики того времени и сегодняшние. Как говорит Георгий Борисович, отличаются и очень. Ведь раньше на стадионы приходили целыми семьями. И по его словам, не было таких «потасовок», как сейчас. Все стадионы, даже заводские, были заполнены любителями футбола. Нарядов милиции не было. Конечно, представители правопорядка присутствовали на игре, но у них не было такой «головной боли», как сейчас. Даже когда на одном поле встречались две противоборствующие одесские команды – «СКА» и «Черноморец». В лучшем случае, болельщики могли после матча поджечь газеты, идя дружной колонной по улицам, – своеобразное факельное шествие. Но чтобы массовые драки на стадионе на улицах – нет. Кроме того, тогда больше людей приходили болеть за свои команды на стадион. Причин, по которым сейчас резко сократилось количество болельщиков на трибунах, как считает Георгий Городенко, много. Несколько из них – после того как стали транслировать по телевидению футбольные матчи, многие предпочитают наблюдать за игрой дома. Кроме того, раньше в составе «Черноморца» были в основном одесситы – ребята со Слободки, Пересыпи, Молдаванки и других районов города. Болельщики их знали в лицо. Могли пообщаться с ними по-свойски, на улице встретить. Они шли поддержать жителя своего района и просто «своего парня».

Не могла я не задать вопрос о противостоянии «СКА» и «Черноморца». В ответ на это Георгий Борисович вспомнил памятный дружественный матч сборной команды Одессы и Италии (Милан), который проходил в шестидесятые годы прошлого столетия:

– Одесская сборная команда собиралась из двух команд – «Черноморца» и «СКА». Одесситы тогда выиграли 5/1. И конечно, все одесские болельщики объединились и болели за свой город. Команда Милана была очень сильной, в ее состав входили ребята из сборной Италии. Но нашим, несмотря на это, удалось победить.

В 1965 году Георгий Борисович уходит из «Черноморца», а в 1966-м его пригласили работать в днепропетровский «Днепр». В 1968 году на место главного тренера в «Днепр» пришел Валерий Лобановский. Так снова встретились бывшие партнеры по «Черноморцу» (Лобановский выступал в одесской команде в 1965-66 годах). Несмотря на то, что Лобановский просил Георгия Городенко остаться играющим тренером в «Днепре», тот все-таки решил завершить футбольную карьеру.

– Я закончил играть в 1969 году, в весьма приличном, по футбольным меркам, возрасте. Семья моя жила в Одессе и мне хотелось домой. Будучи футболистом, я получил два образования (закончил водный и педагогический институты). И приехав в родной город, перешел на преподавательскую работу. Сначала в Одесский институт народного хозяйства, а с 1972 года и по сегодняшний день работаю на кафедре физвоспитания Гидромета, ныне – Одесского государственного экологического университета, – сказал напоследок Георгий Борисович.

Но несмотря на то, что из футбола он ушел давно, этот вид спорта он никогда не оставлял. До недавнего времени он был президентом Федерации футбола Одесской области и членом исполкома Федерации футбола Украины. Все эти годы он ездил вместе со сборной Украины на отборочные игры чемпионатов Европы и мира. Был на двух чемпионатах мира по футболу – в Италии и Германии. Сейчас Георгий Городенко – первый заместитель президента Федерации футбола Одесской области. О себе он говорит так: «Прежде всего я – воспитанник пересыпского футбола».