colontitle

Ожоги афганской войны

Татьяна Орбатова

Памятник воинам-афганцам, установленный в парке имени Шевченко (скульптор - Анатолий Степанов) в 2000 году.Памятник воинам-афганцам, установленный в парке имени Шевченко (скульптор - Анатолий Степанов) в 2000 году.Мой одноклассник Сергей Колесников после окончания Одесского артучилища уехал воевать в Афганистан. Сам настоял на таком решении, хотя и была возможность остаться служить в Одессе. Несколько лет мы переписывались. Но сколько я ни спрашивала в письмах: «Как там?», он ни разу не обмолвился о войне. Только между строк читалось, что совсем непросто.

Возвращались другими

Когда Сережа вернулся и пришел в гости, я поняла причину молчания. Передо мной стоял совсем другой человек, на темном от загара лице и отстраненном взгляде которого ясно отпечаталась война. Потом я узнала, что он был контужен и лежал в госпитале. Недавно на встрече выпускников Сергей рассказал:

— Самым необычным после возвращения в Одессу мне показалось не только освещение ночного города и асфальтированные улицы. Я еще долго не мог привыкнуть к тому, что можно спокойно передвигаться по улицам, не рискуя получить пулю.

Нечто подобное испытывали все

Заместитель председателя Одесского городского союза ветеранов Афганистана Геннадий Глотов (снимок военных лет)Заместитель председателя Одесского городского союза ветеранов Афганистана Геннадий Глотов на протяжении трех лет участвовал в афганской войне. Был начальником политотдела дорожно-комендантской бригады, обеспечивавшей вывод войск из Кабула через горы Саланг на Термез. Говорит, что в первые дни после возвращения в Одессу по привычке машинально проверял, на месте ли пистолет.

— Прогуливаясь с женой, по привычке шел вперед, как бы выстраиваясь в колонну по одному. А еще, помню, ехал в такси, и вдруг показалось, что меня волочат по асфальту: слишком низким оказалось сидение. Захотелось забраться на крышу: по территории Афганистана мы передвигались чаще всего сверху на БТРах, чтобы в случае подрыва успеть спрыгнуть и укрыться, — вспоминает Геннадий Михайлович.

Он знает, о чем говорит. Однажды, 31 декабря 1987 года, когда возвращался в Кабул, в его БТР выстрелили из гранатомета. Буквально кожей ощущал, как летит граната. Тогда повезло — все обошлось. Зато в конце 1988 года машина, в которой ехал Геннадий Глотов, подорвалась на мине. В итоге — осколочные ранения, контузия. Операцию делали в Кабуле, а вот от реабилитации в Союзе он отказался: спешил вернуться к своим ребятам.

— После выписки из госпиталя орден «Дружбы народов» мне вручал глава республики — Наджибула. Так крепко пожал мою раненую руку, что я чуть не потерял сознание от боли, — вспоминает Геннадий Михайлович.

По особым законам

Заместитель председателя Одесского городского союза ветеранов Афганистана Геннадий Глотов (снимок военных лет)Заместитель председателя Одесского городского союза ветеранов Афганистана Геннадий Глотов (снимок военных лет)В 1988 году к ним приехал известный журналист Артем Боровик, собиравший материал о неуставных отношениях в армии. Зона ответственности бригады почти 600 км. Побывав везде, где хотел, Артем отметил, что в бригаде, дескать, очень замкнутые солдаты — ничего не рассказывают.

— Я предложил ему записаться в нашу бригаду. После нескольких боевых операций он бы многое понял, — вспоминает Геннадий Михайлович. — Просто на войне все обстоит иначе. Если спрятавшегося в бою за валун и кричащего от страха 18-летнего парнишку приведут в чувство, то это нельзя назвать неуставными отношениями. На войне свои законы. Здесь надо быть внутренне собранным и выполнять все распоряжения офицеров, чтобы и самому выжить, и помочь это сделать товарищам.

И вообще, тем, кто служил в Афганистане, достаточно было обмолвиться несколькими словами или переглянуться, чтобы понять друг друга. Человеку со стороны это могло показаться замкнутостью, — продолжает рассказ Геннадий Михайлович.

Часто родители, чьи дети уходили воевать в Афганистан, говорили, что только ребят из простых семей туда отправляют. Дескать, сыновья высокопоставленных чиновников в Афгане никогда не окажутся. Я поинтересовалась у Геннадия Глотова, насколько это правда. Он ответил, что чаще всего так и было. Хотя иногда при штабе служили дети чиновников. Но ему нередко звонили из Москвы их влиятельные родственники с просьбами не посылать чад в горячие точки или намекали, что пора бы представить детей к очередному званию. Однако были несколько человек, которые не отсиживались в безопасных местечках. Например, начальник штаба 40-й армии — сын бывшего министра обороны Советского Союза Сергея Соколова. Или один из командиров полка — сын генерала армии Валентина Варенникова. Геннадий Михайлович отозвался о них, как об очень смелых и толковых людях.

Не верьте, что было не страшно

— Если вам кто-то скажет, что в Афгане ничего не боялся — не верьте ему. Страшно было всем, — говорит член Одесского городского союза ветеранов Афганистана Михаил Савченко. С 1981 года до конца апреля 1983 года он служил в провинции Шинданд в должности начальника клуба реактивного полка.

Его первые впечатления после прибытия в Кабул: 55 градусов жары, палящее солнце и навязчивая мысль о возвращении домой. Вспоминает, как зашел в палатку, где было настоящее пекло, и увидел двух офицеров, собиравшихся лететь на родину. Плеснув в стаканы спирт, они предложили Михаилу выпить с ними. Жара и запах алкоголя показались невыносимыми.

— Ничего, скоро привыкнешь, — усмехнулись офицеры.

— Ваши коллеги-журналисты часто спрашивают о первом боевом крещении. Так вот, могу сказать, что нередко первая боевая операция приводила новичков к какому-то внутреннему параличу. Такое было и со мной. Когда стреляют в горах, то пули летят с одной стороны, а вот выстрелы слышатся с другой. Возникает полная растерянность, мешающая собраться с мыслями, — делится впечатлениями Михаил Федорович.

Он не хотел говорить о смерти, которая была постоянной спутницей солдат и офицеров. Сказал только, что лица тех, кто погиб, навсегда отпечатались у него в памяти.

Особая часть

Именно в такой части служил рядовой Анатолий Цыба. Он с детства мечтал быть пограничником и вот в 1987 году попал служить в Термез. Афганистан видел не только издалека. Будучи связистом десантно-маневренной группы, неоднократно пересекал границу между двумя государствами на вертолете.

— Мы заботились о том, чтобы бандформирования не мешали выводу советских войск. В нашу задачу входили охрана государственной границы, разведка и сбор информации, — говорит Анатолий. — А поэтому под рукой всегда был боекомплект — гранаты и патроны, а также спальный мешок и сухой паек: каша, тушенка и сигареты.

Вот уже год, как Анатолий Цыба возглавляет союз ветеранов Афганистана Суворовского района. Считает своим долго активно участвовать в военно-патриотическом воспитании молодежи. Нередко он вместе с товарищами проводит уроки мужества в школах. Кроме того каждый год в Суворовском районе проходит фестиваль афганской песни. Но самая большая гордость Анатолия и членов союза — музей, посвященный событиям афганской войны, наверное, единственный в своем роде во всей Одесской области. В музее размещены стенды с фотографиями участников боевых действий, макеты боевого оружия, витрины с подлинными документами — письмами, почетными грамотами и афганскими листовками. На Стене памяти — фамилии погибших воинов-интернационалистов Суворовского района. На двух стенах зала воспроизведена панорама боя на перевале Саланг.

В Одессе и Одесской области насчитывается 7500 участников боевых действий в Афганистане. В огне той воины погибло 220 человек.

Память жива

Дню чествования участников боевых действий на территории иностранных государств и 18-й годовщине вывода войск бывшего СССР из Республики Афганистан в Одессе был посвящен ряд мероприятий. Среди основных: встреча глав районных администраций с участниками боевых действий, членами семей погибших военнослужащих и активом Союза ветеранов Афганистана. Памятному дню посвящены открывшаяся в фойе горисполкома фотовыставка и экспозиция в управлении внутренней политики Одесского горисполкома. В Малом зале горисполкома одесский городской голова Эдуард Гурвиц встретился с членами Союза ветеранов Афганистана, наградив многих из них почетными знаками и вручив ордера на новые квартиры.

Сегодня в 13 часов в Свято-Ильинском монастыре состоится поименная панихида по погибшим военнослужащим, а затем митинг памяти, который закончится в Парке Шевченко поминальным обедом.

На маршеНа маршеКандагар. Руководство штаба 40-й армии.  В первом ряду третий справа – Борис Громов.Кандагар. Руководство штаба 40-й армии. 
В первом ряду третий справа – Борис Громов.