Как Марк Шагал не в ногу шагал
Татьяна Орбатова
Николай Дронников является почетным членом Всемирного клуба одесситов. Здесь, в помещении клуба, на днях открылась выставка его работ.
— В Парижской школе всегда звучала русская нота. Одной из таких нот был и будет Николай Дронников. В первую очередь он - график. В этой технике написал портреты Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Евгения Рейна, Владимира Уфлянда, Булата Окуджавы, Александра Галича и многих других. Интересно то, что Николай Дронников изображает людей только за работой: то есть музыканта - играющим, поэта - читающим стихи. И вся масса рисунков предстает перед нами будто бы кадрами из неснятого фильма. А еще он пишет маслом - на холсте или картоне. И потому мы решили показать одесситам его парижские мосты, которые он запечатлел для всех нас в своих работах. Есть еще один приятный сюрприз для горожан - Николай Дронников подарил Одесскому художественному музею одну из своих картин и после закрытия выставки она поселится там навсегда, - рассказывает Евгений Голубовский.
А вот что о своем друге вспоминает Игорь Потоцкий:
— Николай Дронников прославился еще тем, что выпускает небольшими тиражами рукотворные книги. Это книги стихов Веры Хлебниковой, Елены Гуро, Геннадия Айги, Арсена Мирзаева и многих-многих других. У него - самая большая библиотека о русской эмиграции. В ней собрано более шестидесяти книг с автографами. Например, Корнилова, Деникина. Николай - человек удивительно интересный и культурный. Есть в его жизни и такие эпизоды, которые можно назвать по-настоящему судьбоносными. Это было в середине 60-х годов прошлого века. Он был во Франции, в гостях у своих знакомых художников, и ему удалось встретиться со всемирно известным маэстро Марком Шагалом. Дронников спросил у него, какими качествами должен обладать настоящий художник. И Шагал ответил, что, прежде всего, надо ощущать себя свободным человеком, а не "шагать в ногу единым строем", как это делается в СССР. И посоветовал Николаю эмигрировать в Париж. Только в 1972 году Дронникову удалось последовать совету Марка Шагала, так как все это время его не выпускали из страны. Ему стоило немалых сил уехать в туристическую поездку во Францию. Он знал, что не вернется домой, и поэтому ему пришлось сжечь несколько тысяч своих работ, так как вывезти их из СССР не представлялось возможным, а оставить кому-то из друзей - навлечь на их головы неприятности. Он приехал в Париж, и с тех пор у него начался совсем иной виток в творчестве. Кстати, уехал он за границу в один год с Иосифом Бродским.