Одесса по-прежнему – с джазом!
Виолетта Cкляр
С 21 по 23 сентября в Одессе во второй раз проходил международный джазовый фестиваль «Odessa JazzFest», проводимый под патронатом губернатора Одесской области Эдуарда Матвийчука и при поддержке управления культуры и туризма облгосадминистрации. Арт-директор фестиваля известный джазовый музыкант и композитор Юрий Кузнецов обещал, что в программе будут как имена всемирно известных легенд джаза, так и молодых джазменов. И обещание свое он сдержал: в фестивале приняли участие музыканты из 11 стран мира, больше половины из которых впервые выступили в Украине. Одесситы и гости города могли слышать их композиции не только в большом зале Одесской филармонии, где проходило основное фестивальное действо, но и в клубе-ресторане «Бернардацци», пространство которого было отведено под импровизации джем-сешн.
Поэзия и рояль.
В каждом фестивальном составе этого года присутствовал сильный пианист, поэтому можно сказать, что на этот раз акцент был сделан именно на пианизме. С фортепианной музыки начался и первый день «Odessa JazzFest – 2012». За рояль сел сам Юрий Кузнецов, а к микрофону подошла не певица, как можно было ожидать, а победительница поэтического фестиваля «Пушкин в Одессе» Александра Велич. Под импровизации пианиста Саша проникновенно прочла свое стихотворение «Гений», посвященное ушедшей от нас в этом году джазовой певице Татьяне Боевой... Юрий сообщил, что в ноябре состоится отдельный концерт, посвященный памяти блистательной одесситки, а также рассматривается вопрос о присвоении ее имени одной из одесских музыкальных школ.
Приветствуем, пан Збигнев!
Слушателей первого дня потрясло выступление легендарного польского джазмена 73-летнего Збигнева Намысловского с его квинтетом, работающим в стиле хард-боп. Входящий в состав ансамбля известный польский джазовый пианист Славомир Яскулке, правда, в Одессу не приехал, но молодой его коллега – 17-летний Гжегож Тарвид – нисколько не разочаровал, наоборот, очень понравился и техникой, и ясным джазовым мышлением. Ученик всемирно известного джазового пианиста Анджея Ягодзиньского, музыкальный вундеркинд с 13 лет принимает участие в престижных пианистических конкурсах и становится их победителем. Одесса, известная любовью к пианистам, награждала Тарвида за импровизации даже более горячими аплодисментами, чем самого пана Збигнева за соло на саксофонах или его сына Яцека Намысловского, играющего на тромбоне. Энергия хард-бопа, этнический мелос народных польских песен плюс элементы фри-джаза, европейская элегантность существования на сцене – вот слушал бы и слушал, никакого пресыщения...
Немного экзотики. как же без нее?
Несколько в стороне от джазовой тенденции оказались грузинско-украинский проект «Asea Sool» с вокалисткой Атиной Корнелиус и вокальный квартет из Южной Африки «Soweto Entsha», но и эти составы обрели в Одессе своих поклонников. Грузинские музыканты уже попробовали свои силы на джазовом фестивале в Коктебеле, а голосистые зулусы начали свою карьеру совсем недавно и спонтанно: пунктом отсчета на пути к успеху стало их выступление в пригороде Йоханнесбурга, где в июле 2008 года их услышал французский продюсер и... пригласил в Париж. И понеслось! Они выступали на открытии Кубка мира FIFA, на сцене «Casino de Paris», принимали участие во всемирно известном шоу «African Footprint» и престижном «Edinburg Festival Fringe». На очереди – выход их первого CD. А что касается собственно джаза, Лвази Зулу, Моргана Нджобо, Зензеле Мтетву Думисани и Сбусисо Ксулу, впервые их приобщил к этой музыке именно Юрий Кузнецов, пригласив на джем-сешн и объяснив, как происходит процесс спонтанной импровизации. Так что не исключено, что творческий рост группы продолжится в области джаза.
Антон Иванович больше не сердится
Впервые в Одессе свой новый совместный проект представлял номинант на премию Grammy немецкое трио «Klazz Brothers» и певица, пианистка Мария Маркезини – эффектная рыжеволосая итальянка греческого происхождения. Опять-таки здесь был пианизм на грани фантастики, причем сама Мария Маркезини периодически садилась рядом с пианистом коллектива Бруно Бёмером Камачо и вплетала в импровизации темы европейской классической музыки (название коллектива и состоит из первых слогов слов «классика» и «джаз»). Наверное, все классики были немножко джазменами в душе, и подобные проекты это просто выявляют – очень тактично и впечатляюще. И попытка сочетать гармонии Баха с джазовым мышлением, так рассорившая героев старого советского фильма «Антон Иванович сердится», более не вызывает творческих споров.
Как сделать семь шагов к раю?
Швейцарское трио «VEIN» в составе братьев Арбенц (Михаэль – пианист, Флориан – ударник и лидер коллектива), а также контрабасиста Томаса Ленца, явил нам эффектный поток музыкального сознания в стиле пост-боп. Поразила оригинальнейшая интерпретация «Summertime» Гершвина (казалось бы, что еще тут можно придумать?!), а композиция «7 Steps to Heaven» и вправду оказалась семью шагами к слушательскому раю... Публика была вынуждена постоянно «работать» – прислушиваться к тембровым нюансам, следить за логикой музыкальных высказываний, а ведь за этим, собственно, и идут на джазовый фестиваль.
Джазовые звезды сразу трех стран Европы – Австрии, Болгарии и Франции – входят в состав проекта «Brein’s Cafе». В Украине они впервые дали концерт в новом составе: Георг Брайншмид, Антони Дончев, Марио Форте. Правда, с контрабасистом Брайншмидом мы уже знакомы, он приезжал в наш город с легендарным валторнистом Аркадием Шилклопером, а сейчас оказался в центре легкого, виртуозного, театрализованного проекта, сочетающего мотивы парижских улиц и ресторанов, классики джаза, мелодии мобильников и многое другое, щедро приправленное иронией и мастерством. Пианизм Антони Дончева (он бывал в Одессе с саксофонистом Анатолием Вапировым) мог бы стать предметом отдельной статьи, как и уникальный талант скрипача Марио Форте.
Даже не верилось, что трио в этом составе выступает на публике всего второй раз, настолько он показался сыгранным: выверен каждый акцент, каждая секунда, отведенная на искрометные импровизационные соло и совместные блестящие каденции... Брайншмид (как известно, он покинул Венский филармонический оркестр ради джазовой карьеры) в забавной шляпке не только водил смычком по струнам, но и строил гримасы, приплясывал, насвистывал, словом, получал максимум удовольствия от процесса (а настоящий джазмен и счастлив, пока играет!).
Кинорежиссерам на заметку
Восходящая звезда итальянского джаза Кекко Форнарелли со своим трио (а также новым альбомом «Room of Mirrors») и молодежный французский коллектив «Paradox» проявили стремление оставаться в русле мейнстрима, но при этом сочетать все возможное, помогая себе использованием электроники. Оба коллектива словно созданы для работы в кинематографе, видеоряд к их поискам порой кажется просто необходимым. Классный пианист Форнарелли, собственно, и признался, что альбом задумывался им как череда маленьких кинозарисовок, навеянных жизненными ситуациями и впечатлениями. Бас-гитарист Кенни Руби, к сожалению, не смог в полной мере продемонстрировать эксперименты на клавишных (бывает, электроника тоже подводит), но с бас-гитарой в руках сорвал немало аплодисментов. Древний африканский язычковый инструмент санза (по виду напоминает мышеловку, по звучанию – клавесин), повторявший один и тот же мелодический оборот, умело использовался ударником Нико Ражао, который, впрочем, произвел бы впечатление и без санзы, а саксофонист Рафаэль Дюмон, бесспорно, еще достигнет пика известности, начало карьеры у него – многообещающее. В 2007 году этот коллектив победил в Национальном конкурсе молодых талантов на джазовом фестивале в городе Вьене (Франция), а в Одессу приветствовать ребят приехал сам Посол Франции в Украине Ален Реми, который вышел для этого на сцену филармонии.
Два мастера – два рояля
Роскошным завершающим аккордом фестиваля стало совместное выступление двух знаменитых одесских джазовых пианистов – Юрия Кузнецова и Сергея Терентьева. Ученик известного педагога Людмилы Гинзбург Сергей Терентьев за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть и в Московском джазовом оркестре, и в Одесской филармонии, преподавал в консерватории имени Падре Аикюнно в испанском Сопере. Его сдержанный, лирический, классический подход к музыке стал визитной карточкой музыканта. Первым из советских исполнителей Терентьев совмещал в одном концерте классический и джазовый репертуар. По собственному признанию Сергея, любовь к джазу у него в крови, хотя по своей манере игры он всегда был неким антагонистом другого одесского маэстро – Юрия Кузнецова. Их совместные концерты всегда становятся событием! Не стал исключением и последний фестивальный вечер.
А после этого на сцену вышли все музыканты, игравшие в последний вечер, и устроили незабываемый джем-сешн. Остается нетерпеливо ожидать феста в следующем году: ну что же еще приготовят для одесситов организаторы?..