Поэзия
Мариам Юзефовская
Мариам Юзефовская родилась в 1941 г. в Ярославской области. Окончила Одесский электротехнический институт связи.
Печататься начала в конце 80-х. Проза публиковалась в журналах: “Рабочая смена”, “Литва Литературная”, "Мишпоха", “Знамя”, “Дружба народов”, "Континент", “Sinn und Form” , "Bremische Seiten" (Германия), а также в русскоязычной прессе США. Неоднократно в различных журналах была лучшим автором года. Автор книг “Дети Победителей” и “Разлад”.
В 1993 г. повесть “Октябрина” выдвинута на Букеровскую премию, в 2005 роман "Бэса ме мучо" выдвинут Академией русской современной словесности на премию Апполона Григорьева, в том же году рассказ "Господи, подари нам завтра" получил литературную премию от "Ассоциации Восточно-Европейских Евреев".
Живет в США, в штате Нью-Джерси.
Тел: +1-201-944-7851
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Возвращение
Петля отчаянья все туже.
Бреду, не разжимая губ,
Заледеневшая без стужи,
Без тех, кто был мне мил и люб.
С сумой, как нищенка-калика
Ищу чем здесь была жива:
Обрывки слов, осколки ликов
И снов витые кружева.
К стране несбывшегося рая,
К земле суровей чем зима,
Где и помиловав карают,
Я памятью пригвождена.
Гадалка
Я была заносчивой девчонкой.
Верила - со мною благодать.
И смеялась над седой цыганкой:
- Мне, счастливой, незачем гадать!
Столь нежны и гладки были руки.
Как сумела разглядеть она
Линию - предвестницу разлуки?
Горечь эту мне испить до дна.
Звон браслетов, блеск её мониста,
Губ лукавых алая дуга.
Ветер перемен, ты так неистов.
Далеки другие берега.
Нынче я довольствуюся малым.
Жизнь без откровений и чудес.
Голос стал и робким, и усталым.
Господи! Услышь его с небес.
Воздушный змей
Стрелой бесстрашною вознесся в облака
воздушный змей, целуемый ветрами.
И что ему всевластная рука,
что нить между землей и облаками,
когда крыла, в азарте трепеща,
уже познали хмель высот свободы,
испив вино закатного луча
из чаши голубого небосвода.
Пылинка. Прах. Но есть к высотам страсть,
Мятежная душа между крылами,
Стремление упорное - не пасть.
Лишь это смертных делает богами.
Еврейское кладбище
Серые надгробья. Бесконечный ряд.
Скорбные надгробья, сгорбившись стоят.
Плиты. Плиты. Плиты. Жизней стертый след.
Память о погибших, чьей могилы нет.
В память Рафаила сына Абы, Ханы,
на цементе сером кровоточат канны.
В память о пропавших в безвестях войны
детях Евы, Эли- дерзкие вьюны.
В память Рухл, Двойры, в память мамы Песи…
Отчего, евреи, мир для вас так тесен?
Вся семья собралась под одной плитой -
Луисвил, Одесса, Бабий Яр, Джанкой.
Под руку с памятью...
Под руку с памятью войду в колодец гулкий
двора, где детство из окон глядит.
Там, у ворот с гербом, в Приморском переулке,
по грудь в земле, столб коновязи спит.
Извечная игра с природой в прятки.
Едва забыв о прописи косой,
я записала в потайной тетрадке:
«Любовь? Смешно!»
И клякс чернильных рой.
Но был мальчишка - россыпью веснушки.
Прилаживал мне к валенкам коньки.
У-у, зелье Евино! Забросив все игрушки,
училась бабьему: с Адамом - в поддавки.
Лишь для него взбивала в кольца челку.
Наперекор всему - пусть ноги в кровь,
Я неуклюже била с ним чечетку.
Но кто же знал, что то была любовь?
Наперсток мамин, ножницы, иголка...
Наперсток мамин, ножницы, иголка
и разоренной жизни лоскуты.
Все разложу я по годам. И шелком,
швом потайным сошью без суеты:
соединяя города и страны,
и разделенные водой материки,
моря, проливы, реки, океаны,
наречья, диалекты, языки.
И прочь разлуки - будут только встречи.
Воскреснут все - и даже времена.
И сгинь, прошедшее - зловещая часть речи,
что в прах стирает адреса и имена.