Мастер и балерины
Вадим Ярмолинец
Мы с удовольствием представляем материал, который можно было бы назвать «Как наши художники рисуют, а наши журналисты о них пишут». И то и другое они делают (притом очень интересно) далеко от места, где родились и обрели свое призвание.
Журналист и писатель Вадим Ярмолинец (родился в Одессе, живет в Нью-Йорке, работает редактором отдела городских новостей в газете «Новое русское слово», публиковался в альманахе «Дерибасовская — Ришельевская», издал в Одессе книгу «Проводы») пишет об успешном художнике Илье Зомбе (родился в Одессе, окончил Грековское училище, живет в Нью-Йорке).
Их умение рисовать и писать лишь подтверждает то, что наш город сохранил способность рождать дарования.
В минувший День Независимости Илья Зомб поднялся из-за праздничного стола наших гостеприимных нью-джерсийских друзей, чтобы поехать на берег и посмотреть фейерверк над Манхэттеном. Вернулся он радостно возбужденный: "Я увидел просто великолепный сюжет для картины!"
Сейчас в известной манхэттенской галерее "Колдуэлл-Снайдер", где представлена новая коллекция полотен художника - итог последнего года напряженой работы, можно видеть картину, вдохновленную тем самым сказочным ночным видом, открывшимся с пляжа поселка Леонардо.
По песку идет небольшое стадо слонов, на их спинах стоят и сидят балерины. Салют бьет прямо из песка и даже из хоботов четвероногих великанов. Могу вас заверить, что ничего подобного на ночном пляже не было. Никогда здесь не сходились две подгулявшие труппы - цирковая и балетная. И нет никакого резона искать прямые параллели между тем миром, в котором мы живем и тем, в котором живут балерины Зомба, водящие дружбу со слонами, носорогами и жирафами, влюбленные в экзотические плоды и лирические осенние парки.
Мне повезло наблюдать то, как возникал этот мир и из чего он возникал. Как, кажется, мало общего между нынешними, лишенными всякого социального подтекста работами Зомба и его же ироничными работами пятнадцатилетней давности, которые не обошло ерническое отношение нашего поколения к тупой и злобной власти, канувшей в лету истории.
Этому два объяснения: отдаленность от старого мира с его бесконечными проблемами и зрелость художника. Банальная истина - художник по мере роста жизненного опыта и мастерства избегает дешевых эффектов, прямых цитат из жизни, которые обещают быструю реакцию зрителя. Играя, (ибо его работа похожа именно на любимую и потому не знающую усталости игру), со своими постоянными героинями - упитанными балеринами и их растительно-животным антуражем, Зомб всякий раз ловит, а точнее запечатлевает момент, который с максимальной точностью передает состояние их души. И в тот момент, когда художник останавливает их, прижавшимися к спине носорога, замершими в изысканной балетной позе, парящими в облаках, зритель физически ощущает поразительное состояние их душевного покоя и согласия с окружающим миром. Кажется сейчас женщина с виноградиной в руках или с птицей, сидящей на подвешенной к ее руке жердочке, поднимет взгляд и скажет тебе: "Эта минута - прекрасна, насладись ею".
Насладись пока можешь, ибо все мимолетно. И об этой мимолетности счастья и самой жизни постоянно напоминает интерьер, в котором живут персонажи художника: тревожное зарево на темнеющем небе; густые облака, никогда не пропускающие солнечных лучей, но дающие рассеянный, меланхоличный свет; осенние, усыпанные листвой парки, где спящие красавицы кажутся олицетворением самой природы, погружающейся в зимний сон.